27 августа сайт Татарстанской митрополии РПЦ распространил поздравления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона по случаю 70-летия митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина).

Тем самым, несмотря на ожидания общественности, после прошлогоднего «гей-скандала» в Казанской духовной семинарии, серии поджогов церквей в Татарстане и шокировавшей всех фотосессии зеленодольских педофилов в рясах, Московская Патриархия вновь выразила поддержку «бессменному» казанскому владыке и представила его к очередной церковной награде. «Во внимание к Вашим трудам и в связи с 70-летием со дня рождения полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию», — сообщается в патриаршем поздравлении.

Наверняка, не останется в стороне от чествования юбиляра и руководство республики. Как сообщил источник в управлении Казанской епархии, там уже готовятся документы на награждение митрополита Анастасия.

Всё это «признание заслуг» выглядит нелепо и дико, однако подобный подход давно стал привычным для Татарстана. О неблаговидных поступках и шокирующем нравственном облике будущего митрополита руководству республики известно очень давно. Причём, не являлось это секретом и для местной общественности, так как уже во второй половине 1990-х годов по рукам ходили ксерокопии многочисленных жалоб верующих в различные инстанции и документов Совета по делам религий при Кабинете министров РТ, факты из которых нередко просачивались в СМИ. Знали об этом и в Московской Патриархии.

Ещё в опубликованной в 2001 году в газете «Московский Комсомолец» в статье Сергея Бычкова «Грозовой Синод» (которую и сейчас без труда можно найти в Интернете) говорилось: «Как нам сообщили наши источники в Отделе внешних церковных сношений, очередными жертвами среди голубых должны стать ещё два епископа — Латвийский Александр и Казанский Анастасий. Это наиболее одиозные епископы, неоднократно попадавшие в громкие скандалы».

Ранее, 25 декабря 1995 года, председатель Совета по делам религий при Кабинете министров РТ Ильгизар Хабибуллин в своём обращении к тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву прямо указывал на «вопиющее несоответствие образа жизни управляющего епархией Анастасия с его саном епископа и духовного пастыря». «Будучи монахом, не имея семьи, — писал он, — епископ Анастасий является владельцем двух домов в Казани — по ул. Гастелло, Ульяновых и трёхкомнатной квартиры. На церковные деньги построил ещё 3-хэтажный коттедж рядом с епархиальным управлением и передал право собственности на него своему келейнику Виктору, с которым якобы состоит в интимных отношениях».

Через год, 21 октября 1996 года, главе республики было направлено ещё одно официальное обращение, подписанное Ильгизаром Хабибуллиным, его заместителями Ю.В. Михайловым и З.Ш. Шариповым, а также членами Совета по делам религий при Кабинете министров РТ — начальником главного управления госконтроля, охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РТ Рафаэлем Валеевым, членом экспертно-консультативного совета, учёным-религиоведом Юрием Ивановым и заместителем министра юстиции РТ Рашитом Саяховым. В нём сообщалось: «В среде православной общественности и духовенства зреет недовольство деятельностью, образом жизни архиерея и его ближайшего окружения. В адрес Московской патриархии неоднократно направлялись жалобы на их деяния, но, видимо, они не доходят до патриарха. В средствах массовой информации время от времени появляются статьи о неблаговидных поступках священнослужителей, находящихся под покровительством архиепископа. Один из них под нажимом архиерея подал в суд на журналиста, однако, тот был оправдан, поскольку изложенные в статье факты оказались достоверными.

Верующие и пожилые священники не забыли того, как нынешний архиепископ изгнал своего предшественника епископа Пантелеймона (окормлял епархию с 1975 по 1988 год — прим. ИА REGNUM) из епархиального дома, оставив без крова беспомощного старика, не имеющего семьи. Такое жестокое отношение к пожилому человеку не было вызвано какой-либо необходимостью. Ещё будучи архимандритом и секретарём Казанского епархиального управления, Анастасий проживал в великолепной квартире с матерью и келейником Виктором и ни в чём не испытывал нужды. Умер епископ Пантелеймон всеми заброшенный, в нищете».

За почти 20 лет эти «секретные материалы» разошлось на многочисленные цитаты, а «подвиги» местного владыки и его приближённых умножились.

Наконец, факты сексуальных домогательств в Казанской духовной семинарии на протяжении многих лет были обнародованы в декабре 2013 года известным религиозным деятелем диаконом Андреем Кураевым, вызвав общественный резонанс во всероссийском масштабе. Последовавшая отставка с поста ректора этого учебного заведения Анастасия и приезд нового ректора вдохнул надежду в православных Татарстана, что времена позора и дискредитации православия уйдут в прошлое, однако радоваться не приходится.

Этнократия в Татарстане всегда предпочитала игнорировать эти вопиющие факты и на протяжении четверти века всячески поддерживала того, на ком ни по Божеским, ни по человечьим законам не может быть никакой благодати. Продолжает она активно делать это и сейчас, так как большей дискредитации православия, чем запятнавший себя многочисленными скандалами архиерей, сеющий своим поведением раздоры и уныние среди верующих, невозможно и придумать.

Одно остается загадкой: неужели в Московской Патриархии по-прежнему не хотят замечать всех этих фактов? А если все-таки знают о них, то тогда получается, что Андрей Кураев прав, говоря о «голубом лобби» в РПЦ, столь влиятельном, что никогда не бросает в обиду «своих»?

Сергей Николаев, религиовед