17 августа 2014 года в Берлине прошли переговоры четырех министров иностранных дел РФ, Германии, Франции и Украины по разрешению вооруженного конфликта на Украине. 18 августа состоялся визит германского канцлера Ангелы Меркель в Латвию, в ходе которого обсуждались проблемы безопасности Прибалтики. Вслед за этим канцлер Германии планирует уже на этой неделе, 23 августа, посетить Киев. С чем связано столь очевидное оживление германской ostpolitik? С момента начала украинского кризиса германский канцлер более тридцати раз общалась на эту тему с президентом РФ Владимиром Путиным. Больше, чем любой иной западный лидер. Нынешнюю дипломатическую суету в Берлине германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung назвало "дипломатическим микроменеджментом". "Берлин возглавил дипломатический ответ Европы на российскую агрессию против Украины, но действительно ли он взял на себя руководство?" - задается вопросом американское издание The Wall Street Journal в специальной публикации от 14 августа 2014 года, посвященной "германской миссии".

Последние три года мы стали свидетелями артикулированных призывов к Германии, чтобы она привела в соответствие свою экономическую мощь к знаменателю активной внешней политики. К этому времени с 1990 года Германия провела 44 развертывания своих вооруженных сил за рубежом, что является беспрецедентным результатом, в сравнении с состоянием дел в ФРГ в предшествующий период раскола страны. Учитывая экономические интересы, связи с Россией и общую историческую традицию разного рода ostpolitik - от торговых и таможенных до горячих войн ХХ века - можно утверждать, что нынешнее вовлечение Берлина в украинский кризис является закономерным и предсказуемым. Более того, Германия явно становится ключевым игроком в развитии кризиса на Украине. Возникает закономерный вопрос: нынешняя украинская политика Германии - это исключение или признак грядущего?

Заметим, что на пути к более напористой внешней политике Германии значительным препятствием являются германские избиратели. Согласно одному из опросов TNS Infratest, проведенному в апреле 2014 года для фонда Korber, 60% опрошенных германских граждан высказались в том смысле, что Берлин не должен стремиться к большей ответственности в решении международных кризисов. В конкретном случае с Ближним Востоком, по опросу Infratest DIMAP, проведенному в этом месяце, 64% немцев полагают, что Израиль и ХАМАС одинаково виноваты в эскалации насилия в Газе. 69% опрошенных призвали правительство Германии "оставаться вне" этого конфликта. Однако, согласно опросам института изучения общественного мнения Infratest (4-5 августа 2014 года), около 70% немецких граждан поддерживают политику санкций ЕС против России. И лишь 15% опрошенных считают, что Москва заслуживает доверия как партнер. Это на 6% меньше, чем в начале июня.

Весомым аргументом против активизации внешней политики Германии является ее экономическая модель. Германия, представленная на планете всего лишь 1,2% ее населения, является сейчас вторым по величине глобальным экспортером товаров и услуг после Китая, опережая при этом США. Германия заботится о международной стабильности, но так, чтобы не искать себе препятствий при выборе позиции в спорах с тем, чтобы потенциально не оттолкнуть от себя своих торговых клиентов. Немецкие предпринимательские круги остаются самым активным противником санкций против России. На днях германский Центральный банк констатировал, что похолодание в отношениях ЕС-Россия сдерживает восстановление экономики в Европе. "Геополитическая напряженность в Восточной Европе вследствие конфликта на Украине, а также в других частях мира, сейчас все больше проявляются в корпоративных настроениях", - отмечено в его очередном докладе.

В этой связи, с точки зрения "активизации" германской внешней политики, показателен итог визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Латвию. Отметим здесь, что Прибалтика в эпоху 2-го и 3-го Рейхов была зоной геополитических притязаний Германии, адресованных России. Казалось бы, это обстоятельство гарантирует особый германский интерес к региону.

Во время визита Меркель сосредоточилась на проблеме безопасности Балтийского региона. Она заверила "встревоженное" последними событиями на Украине руководство Латвии, что в случае необходимости НАТО будет защищать страны региона. Но при этом НАТО не будет строить военных баз в Прибалтике, руководствуясь соглашением 1997 года НАТО с Россией. Латышские этнополитики неоднократно просили у США, НАТО и Европы размещения в Латвии постоянного контингента иностранных войск для защиты от угроз со стороны "непредсказуемой России". Заметим, на практике постоянных баз НАТО в Европе нет, есть американские базы. После встречи с премьер-министром Латвии Лаймдотой Страуюма Меркель специально сообщила прессе: "Понимаю обеспокоенность жителей Латвии, других балтийских стран и Польши. Хочу напомнить о пятом пункте договора НАТО. Это не просто теоретическая возможность. Эта возможность в случае необходимости должна быть реализована. Надо сделать все, чтобы в Прибалтике была создана инфраструктура, которая позволила бы оказать помощь незамедлительно". "На данный момент речь не идет о долгосрочном размещении военных, но наше сотрудничество можно укреплять и в других направлениях. Мы можем гарантировать, что в сложной ситуации Латвии будет оказана помощь", - заявила в Риге Меркель.

Вместо развертывания баз в Прибалтике глава немецкого правительства выступает за расширение программы проведения совместных военных учений НАТО с активным участием Германии. Участие германского Бундесвера в очередном воздушном патрулировании НАТО в небе Прибалтики начинается 20 августа 2014 года. Меркель согласна, что необходимо предпринять все необходимые меры для усовершенствования военной инфраструктуры в странах Прибалтики с той целью, чтобы НАТО смогла быстро реагировать "в случае трудной и неотложной ситуации". Однако не конкретизируется, кто должен финансировать создание этой инфраструктуры ситуационного "передового базирования", и как она должна конкретно выглядеть. В итоге премьер Cтрауюма вынуждена была согласиться с позицией Меркель и признать, что по вопросу безопасности между Ригой и Берлином больших разногласий нет. Правда, в Прибалтике продолжают считать, что буквы на бумаге ручной работы - это одно, а развертывание войск из Западной Европы или США в Латвии, Литве и Эстонии - это другое. "Пока запрос восточно-европейцев был фактически проигнорирован. И, наверное, это был правильный ответ", - констатировало по итогам визита Меркель в Латвию ведущее германское издание Süddeutsche Zeitung и продолжило: "Нет оснований опасаться российского нападения на члена НАТО. Это может измениться в ближайшем будущем, и после этого Альянсу придется ответить. Но все равно размещение подразделений НАТО на востоке станет натяжением нового напряжения, более провокацией, шагом ужесточения, но не разрешения конфликта". Таким образом, в Германии полагают, что даже в случае эскалации конфликта и военной угрозы размещение войск в Прибалтике НАТО нецелесообразно.

"Конфликт на Украине и противостояние Россия-ЕС демонстрируют мало признаков борьбы, несмотря на немецкие дипломатические усилия", - констатировал EUObserver по результатам визита Меркель. "Меркель установила лимиты солидарности НАТО по отношению к балтийским государствам", - так озаглавил свой материал о визите Меркель в Латвию информационный ресурс EUObserver. Германская Süddeutsche, в свою очередь, констатирует: "Эстония, Латвия и Литва требуют развертывания сухопутных войск НАТО на своей территории в качестве страховки против российской агрессии. Это не является необходимым. Но политические сигналы солидарности Запада (с Прибалтикой - ред), однако, являются просроченными... Давно пора, конечно, дать кристально чистый политический сигнал Балтии и Кремлю, что три маленькие страны на Балтийском море, в отличие от Украины, не являются ни буферной зоной, ни геостратегической серой зоной".

Итак, "политическая солидарность" в случае с визитом Меркель просрочена. Но пример французских "Мистралей", которые могут быть использованы против Прибалтики, демонстрирует и отсутствие простой европейской солидарности, ведет дальше свой счет Süddeutsche Zeitung, не преминув уколоть французов - главных союзников немцев в Европе. И в том и в другом смысле визит Меркель в Латвию не вышел за рамки германского дипломатического "микромеджмента", на который скептически взирают из Вашингтона. Оказалось, что Германии в фазе новой дипломатической активности нечего предложить прибалтам, кроме соблюдения старого статус-кво. Бумага вместо баз и обещания лидеров, устраняемых после очередного цикла демократической процедурой.

Европейская редакция ИА REGNUM