Политические события последних месяцев (подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, события на Украине, обострение ситуации в Ираке) смягчили отношение Запада к ядерной программе Ирана. Однако пока США и ЕС не знают, как вывести Иран из режима санкций. Кроме того, подписание итогового соглашения не решает основную проблему - возможность создания Ираном ядерного оружия. Об этом заявили участники пресс-конференции на тему "Ядерная программа Ирана: будет ли развязка?" 23 июня, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Переговоры по иранской ядерной программе близки к завершению, с большой долей вероятности, итоговое соглашение, гарантирующее мирный характер программы, будет подписано к 20 июля, несмотря на отсутствие договоренностей по таким ключевым вопросам как объем и качество программы, увязка ее с ракетной программой, а также отсутствие "мира и доверия" к исламской республике со стороны МАГАТЭ, считает генеральный директор Института по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров.

Секрет успеха переговоров, по мнению эксперта, лежит в ряде политических событий, которые произошли между четвертым и пятым раундом переговоров. Во-первых, это подписание 29 мая в Астане президентами России, Белоруссии и Казахстана соглашения о создании Евразийского экономического союза. Формирование нового центра силы, а также перспектива присоединения к нему Ирана сильно напугали США, считает Сафаров. "Чтобы остановить этот процесс, Запад придумал ряд мер по налаживанию отношений с исламской республикой", - сказал он.

Во-вторых, на переговорные позиции европейцев и американцев повлиял политический кризис на Украине и присоединение Крыма к России, к чему Иран отнесся совсем не так, как ЕС и США. "События на Украине доказали одну простую вещь, - отметил Сафаров, - что Россия способна повлиять на политические процессы на постсоветском пространстве в том направлении, которое отвечает ее интересам, и здесь ни НАТО, ни ЕС помешать не могут".

Третье обстоятельство, повлиявшее на позицию западных стран, состоит в обострении ситуации в Ираке, где боевики террористической группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" захватили значительную часть территории страны. В этой ситуации Запад готов пойти на уступки Ирану, чтобы заручиться его поддержкой в иракских событиях. США не могут оказать влияния на боевиков, но смягчают позицию по отношению к Ирану, который решает этот вопрос путем ввода войск в районы расположения шиитских святынь, разрушением которых угрожают боевики-сунниты, считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. Запад заинтересован в том, чтобы в случае конфронтации с арабским миром Иран был достаточно оснащен, потому США склонны снять ограничения в отношении военной промышленности Ирана.

В итоге позиции сторон сблизились до такой степени, что Иран, по словам Сафарова, ведет переговоры "на грани фола", идя на все возможные уступки и балансируя на грани угрозы национальной безопасности. Однако подписание итогового соглашения по ядерной программе не означает автоматической отмены санкций, действующих против Ирана, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Владимир Сажин. Дело в том, что Тегеран требует отменить сразу все санкции, причем как связанные, так и не связанные с ядерной программой, а США выступают за постепенную отмену ограничений в течение длительного времени.

Кроме того, отметил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев, снятие всех санкций лишить рычагов воздействия на Иран. При таком раскладе, считает эксперт, рамочное соглашение может быть подписано, но каждый участник останется "при своем". "Смягчить кризис сейчас готовы обе стороны, но при этом та проблема, которая была, просто отодвинется во времени, и решать ее придется новому президенту США, - заявил Евсеев. - Это имитация переговорного процесса, которая обусловлена дефицитом времени у Барака Обамы. То, из-за чего все началось, никак не разрешилось".

Напомним, ядерная программа Ирана расконсервирована правительством Махмуда Ахмадинежада в 2005 году, что привело к вводу ряда санкций со стороны США против иранских банков, компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и военной промышленностью Ирана. В качестве ответной меры исламская республика прекратила поставки нефти в США и Евросоюз.