После вступления Петра Порошенко в должность президента Украины в центре внимания оказалась судьба действующего сейчас де-факто правительства страны. Еще сразу после Майдана нынешний состав Кабмина Украины практически официально называли "временным". Все прогнозы сходились в одном - де-факто правительству Яценюка суждено доработать лишь до президентских выборов, а там - грядут перемены. Но по действующей Конституции, у президента крайне ограниченные полномочия по изменению состава правительства. По крайней мере, до парламентских выборов.

Что же может сделать Порошенко с правительством?

По Конституции 2004 года, которая вступила в силу в результате февральского переворота, Украина стала парламентско-президентской республикой. Автоматическая отставка правительства после избрания нового президента не предусмотрена. Этой нормы просто нет. Правительство автоматически уходит в отставку лишь после избрания нового парламента.

Да и на формирование правительства у Порошенко де-юре полномочия минимальны. Премьер-министр ему фактически не подконтролен. Кандидатуру премьера определяет коалиция в парламенте. Предлагает ее президенту, а тот в 15-дневный срок возвращает на утверждение в парламент. Дальше уже премьер предлагает кандидатуры других министров. Замена министров - также прерогатива Рады. За президентом сохраняется квота лишь на министра обороны и министра иностранных дел.

Но для смены правительства уже сейчас у Порошенко все-таки есть варианты.

Во-первых, заручиться поддержкой существующей в Верховной раде коалиции. Правда, как мы уже неоднократно отмечали, коалиция давно не едина. "Удар", например, скорее всего поддержит любые предложения Порошенко. Хуже с "Батькивщиной" - часть которой подконтрольна команде Тимошенко, а часть - Яценюку. Первая в контрах с Порошенко, второму отставка правительства и вовсе не нужна. Внефракционные депутаты - это вопрос цены. "Свобода" может согласиться - при условии, если Порошенко откажется от перевыборов. Если верить результатам президентских выборов, шансы оказаться в новом парламенте у националистов в настоящий момент крайне малы. 1% на президентских за Тягнибока - тому свидетельство.

Во-вторых, Порошенко можно все-таки добиться перевыборов парламента. Вкратце напомним, что сделать это можно тремя способами. Если в течение 30 дней в парламенте нет коалиции; если депутаты в течение 30 дней одной сессии не могут провести заседание парламента; и если парламентарии не могут в течение двух месяцев определиться с составом Кабмина.

Что же касается других должностей во власти, то сейчас президент Украины может самолично определять секретаря Совнацбеза и командование армии. С согласия депутатов, увольняет или назначает главу Службы безопасности Украины и Генпрокурора. В его же квоту попадает треть состава Конституционного суда.

Между тем, вряд ли стоит ожидать, что Порошенко вот прямо сейчас пойдет против всего парламента и будет ратовать за перевыборы. Скорее, найдет союзника в лице де-факто премьер-министра Арсения Яценюка. Во-первых, Порошенко сразу после выборов обещал оставить Яценюка премьером. Во-вторых, именно на Яценюке завязана значительная часть международных переговоров, в том числе, и о выделении Украине кредитов. Поэтому, вероятно, судьба важных постов будет решаться путем компромиссов между Порошенко и Яценюком. Возможно влияние Коломойского. Поэтому правительство будут пытаться выстраивать по системе сдержек и противовесов.

Неделя после инаугурации президента в украинском парламенте не пленарная. Однако, по слухам, выходные дни используются как раз для достижения кулуарных договоренностей о кадровых назначениях. "Сейчас проходят консультации с политическими силами, которые поддерживают Порошенко, так как должности, которые относятся к президентской квоте, должны еще быть одобрены парламентом и, соответственно, получить минимум 226 голосов поддержки", - заявил в интервью изданию "Капитал" нардеп от "Удара" Владимир Куренной. Если договоренности будут достигнуты, стоит ожидать смены Генпрокурора. "Свобода", если и сможет отстоять своих назначенцев, то скорее, де-факто министра экологии Андрея Мохника и де-факто министра агропромышленности Игоря Швайку. И то не факт. Котировки "Свободы" сейчас крайне низкие. В любом случае высока вероятность ухода с поста Генпрокурора Олега Махницкого. Также Порошенко наверняка попытается убрать скандального министра внутренних дел Арсена Авакова, но здесь уже все зависит от того, сможет ли он договориться об этом с Яценюком.

На пост министра иностранных дел прочат сразу нескольких человек. Действующий де-факто министр - Андрей Дещица. Бывший заместитель Порошенко в МИД - Валерий Чалый. Посол Украины в Германии Павел Климкин. В любом случае, уже на следующей неделе должны стать известны результаты переговоров и могут быть озвучены имена новых министров.

Возможна смена и спикера парламента.

Кроме того, во власти Порошенко по-прежнему находятся главы областных и районных администраций. Следовательно, можно ожидать смены губернаторов - на более надежных и лояльных. Вряд ли речь пойдет о Донецкой и Луганской областях - они все равно Киевом фактически не контролируются. Скорее всего, неприкосновенными останутся Днепропетровская и Одесская области - у них де-факто уже есть своя отдельная юрисдикция - о чем мы уже писали. А вот Николаевская, Херсонская области и Запорожская - области, за контроль над которыми может развернуться борьба между Порошенко и Коломойским.

Украинская редакция ИА REGNUM.