Белорусские предприятия готовы развивать сотрудничество с российскими регионами и поставлять в Россию широкий ассортимент техники, а также участвовать в реализации строительных проектов. Об этом 5 июня в Минске заявил Александр Лукашенко на встрече с участниками первого Форума регионов Белоруссии и России «Эффективное развитие агропромышленных комплексов Белоруссии и России — важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

На проходящий в Минске 5−6 июня форум прибыли делегации более 200 представителей из 19 регионов Российской Федерации, а также председатель Совфеда РФ Валентина Матвиенко. Выступая перед участниками мероприятия, Лукашенко зачитал текст своего доклада, в котором подчеркнул: развитие отношений с субъектами РФ является основой белорусско-российской интеграции.

«Реальной представляется перспектива продолжения и расширения льготных программ кредитования поставок белорусской техники на российский рынок. Реализация только одной такой программы со Сбербанком России позволила оформить кредитных договоров на сумму около $1,5 млрд. Такая же работа начата с банком ВТБ», — сказал он.

«Также примером успешной интеграции может служить начало масштабного сотрудничества с регионами России в области строительства», — добавил он, приведя примеры реализации таких проектов в Калуге, Курске, в Смоленской и Московской областях. Лукашенко отметил также: «Белорусские предприятия готовы к тесному сотрудничеству с российскими партнерами в системе государственных закупок, конкурсов и тендеров на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд России».

«Перспективным направлением сотрудничества в агрокомплексе также является животноводство, семеноводство, рыбное хозяйство. Мы готовы принять участие в реконструкции ваших животноводческих комплексов — от проектных работ до поставки соответствующего оборудования. Белорусская сторона способна обеспечить потребности россиян в грузовой, пассажирской технике, высокоэффективных машинах для коммунального хозяйства», — сказал. Руководитель постсоветской республики не упустил возможность в очередной раз напомнить о создании австрийской компанией под Минском площадки по сборке поездов, троллейбусов и трамваев «действительно европейского качества» — сбыт этой продукции, отметил он, планируется осуществлять на российском рынке, и первый заказ уже получен от московской транспортной компании «Аэроэкспресс».

В свою очередь Матвиенко сообщила, что на форум в Минск прибыли представители российских регионов «с очень серьезными намерениями рассмотреть уровень сегодняшнего регионального сотрудничества — какой он, что мешает дальше двигаться, какие меры нужно предпринять, что оно было более эффективным». Она отметила большой вклад в развитие торговли между Россией и Белоруссией, в чём немалый вклад регионов. Такая форма сотрудничества, отметила она, позволяет избежать бюрократических преград и увеличить товарооборот, который уже достиг рекордного уровня в $40 млрд.

Как сообщало ИА REGNUM, по данным Белстата в январе-апреле 2014 г. товарооборот Белоруссии составил 93,3% от аналогичного периода 2013 года. При этом экспорт сократился на 3,9%, а импорт — на 9,3%. Во внешней торговле товарами постсоветская республика получила отрицательное сальдо — $391,4 млн. Товарооборот Белоруссии с Россией в январе-апреле 2014 г. снизился на 7,3% до $11,9979 млрд: белорусский экспорт сократился на 7% до $4,918 млрд, импорт — на 7,6% до $7,0799 млрд, а сальдо сформировалось отрицательным: — $ 2,1619 млрд.

Отметим, вступление России в ВТО резко снизило спрос на белорусскую продукцию на российском рынке. По мнению экспертов, ужесточение конкуренции на российском рынке вкупе с со снижением деловой активности в РФ сыграли основную роль в падении белорусского экспорта и промпроизводства — эти тенденции продолжились и в 2014 году, хотя госагитпроп Белоруссии продолжает уверять белорусов в «поступательном развитии». Эксперты отмечают также, что официальный Минск создаёт препятствия на пути реализации российских товаров на белорусском рынке, дискриминационные меры официально обоснованы в рамках курса на «импортозамещение». Кроме того, указывают эксперты, белорусские госпредприятия практикуют демпинг на российском рынке, что также поощряется руководством постсоветской республики. Ряд интеграционных проектов в сфере промышленной кооперации («Росбелавто» и др.) не удалось реализовать из-за вето Лукашенко, считают белорусские и российские экономисты.