Проект Мурманского транспортного узла (МТУ) не должен быть заморожен ни при каких условиях, даже в случае сложностей с финансированием. Такое мнение высказал ИА REGNUM ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, комментируя информацию о том, что в свете необходимость финансирования развития Крыма может быть сокращено госфинансирование МТУ. Напомним, что информацию о возможном секвестировании опубликовал "КоммерсантЪ".

Проект нельзя заморозить "и по юридическим причинам, и потому, что Мурманский транспортный узел не менее важен для России, чем южные порты", - говорит Баранов. "Ведь Мурманск - это один из главных, если не самый главный порт Северного Морского Пути (СМП), а государство развитию СМП уделяет ничуть не меньшее внимание, чем другим транспортным коридорам проходящих как внутри страны, так и вокруг неё, - подчеркивает эксперт. - Северный Морской Путь - одна из важнейших транспортных артерий страны и даже в самое непростое время, пусть и в меньших объёмах, но он использовался и государством, и бизнесом". Баранов напоминает, что в настоящее время СМП активно используют в своей деятельности такие компании, как ГМК "Норильский Никель", Росатом, Газпром, Лукойл, Роснефть.

"Без работы СМП может остановиться жизнь в северных районах Красноярского края, в Якутии, на Чукотке, - отмечает эксперт. - Уже неоднократно было подсчитано, что проводка караванов через СМП на маршруте Европа - Азия оказывается, как минимум на неделю - полторы быстрее традиционных маршрутов, а кроме того, здесь могут двигаться суда практически любого водоизмещения".

Вместе с работами по добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе, исследованием дна Северного Ледовитого океана, воссозданием системы метеостанций, строительством Северного широтного хода, восстановление работы СМП, по словам Баранова, "свидетельствует о серьёзности намерений нашей страны по развитию одного из самых больших и богатых регионов России". В условиях увеличения численности населения земного шара, дефицита полезных ископаемых, значение Арктики просто невозможно недооценивать, уверен эксперт. По его мнению, именно Северный морской путь просто обязан стать одной из важнейших частей плана по возвращению России в Арктику. "А Мурманск как ключевой порт СМП нисколько не должен отставать в развитии, иначе СМП не будет работать нормально, то есть замораживать проект развития МТУ нельзя ни в коем случае", - уверен он.

Баранов предполагает, что привлечь новых частных инвесторов в проект будет затруднительно, хотя они могли бы появиться в проекте при изменении его условий.

"Но для этого, вероятнее всего, придётся переформатировать проект - и [в случае], если часть бюджетных средств с него действительно будет снята, и для того, чтобы заново оценить перспективный грузопоток в МТУ и понять, терминалы для каких грузов и какой мощности следует там строить ", - говорит Баранов.

Однако, по его словам, "не вызывает никаких сомнений, что часть расходов в проект МТУ всё равно придётся взять на себя государству, хотя это не обязательно должны быть прямые денежные вливания. Это могут быть и государственные гарантии частным инвесторам для того, чтобы они на наиболее выгодных условиях смогли привлечь заёмные средства для проекта, и установление государством, и возможно, Мурманской областью, каких-либо льгот и преференций проекту".