Бурное обсуждение в блогосфере Самары вызвали научные выводы некоторых геологов, согласно которым с городской власти и частных коммунальных компаний снимается груз ответственности перед населением за провалы на дорогах и бесконечные прорывы подземных коммуникаций. Эти ученые умы напрямую связали участившиеся коммунальные аварии с подвижками земной коры в областном центре, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Исследования, которые, по мнению самарских ученых, обнаруживают связь между геологическими и коммунальными потрясениями, проводились ими на основании данных последних трех лет (2011-2013 годов) - после того как провалы земли в Самаре стали превращаться в обыденное явление, а фото- и видеоматериалы с мест этих инцидентов начали появляться не только в центральных СМИ, но и на страницах таких мировых таблоидов, как "The Sun", опубликовало новую научную гипотезу газета "Самарское обозрение". Этим фактом объясняется бесплодность усилий коммунальщиков и дорожных служб по приведению в порядок подземных коммуникаций и транспортных артерий Самары. Ученые связывают участившиеся аварии с подвижками земной коры.

"Непонятна причина, по которой провалы машин в 2011-2013 годах располагаются в Самаре фактически по прямой линии, при этом почти совпадающей с зоной смены скоростей опускания", - рассказал изданию аспирант СГАУ им. Королева Николай Трегуб. По его словам, земная кора на территории Самары опускается с разной скоростью, нижняя часть города на 4 мм в год, верхняя часть (вдоль Волги) - на 2 мм в год. "Возможно, это просто совпадение, но видно, что участки, на которых прорвало трубы, в свою очередь, сопровождалось провалом машин, идут по одной линии вдоль улиц Молодогвардейской, Ново-Садовой, Московского шоссе. В связи с этим я считаю, что многие коммунальные аварии связаны не только с износом труб, хотя это, несомненно, тоже имеет место, но и с геологическими процессами", - полагает аспирант Трегуб. По его словам, ситуацию усугубляют постоянные вибрации, которые испытывает уже вся Самарская область. При этом движения земли могут быть причиной и других коммунальных проблем, и не только в областном центре. Например, "в Жигулевске в последние годы часто наблюдаются утечки из канализации нечистот в газоны и на тротуары. Это тоже может явиться следствием сейсмичности или геодинамики".

Теперь ученые нацелены на поиск средств, чтобы продолжить исследования. Например, председатель комиссии по охране окружающей среды и экологической безопасности областной Общественной палаты Сергей Симак предложил обратиться с результатами в региональное правительство, где "объективно заинтересуются данной проблемой, чтобы ее решить". Но нашлись во власти и скептически настроенные чиновники, считающие гипотезу ученых умов "просто весенним обострением".

Сами жители Самары тоже неоднозначно оценивают новые научные изыскания. Блогер anonymous высказал такую мысль: "Причина всего этого, не столько в вибрациях, сколько в таком физическом явлении, как резонанс! Вот изучением этого процесса и нужно заниматься. Понять, как он зарождается и как влияет на все подвижки в земной коре. Ко всему следует понять, что мы сейчас живем, в очень высокочастотном мире. Видимо, в этом, и нужно искать следствия причины".

Известный самарский блогер Дмитрий Бегун выразил другую точку зрения: "У большинства моих знакомых сразу возник вопрос, а сколько заплатили этим голодным ученым-сейсмологам Азаров и Вексельберг за подобные выводы? И почему результаты исследований появились только сейчас? Для чего?"

В этой связи стоит отметить, что в прошлом году об убитых самарских дорогах стали писать и британские СМИ. В хорошо известных в России таблоидах появились публикации об областном центре. Так, издание "Daily Mail" написало, что "Самара может быть "съедена живьем": автомобили, автобусы, грузовики исчезают под землей, словно их поглощает гигантская воронка. Сами граждане живут в страхе того, что следом за транспортом последуют и они".

Стоит напомнить также об одном из глубинных провалов на дороге, о котором сообщало ИА REGNUM. 28 апреля 2013 года в результате очередной аварии на теплосетях "Волжской ТГК" в Промышленном районе Самары под колесами припаркованной на проспекте Кирова "Лады-Калины" размыло асфальт, в результате чего машина целиком провалилась в образовавшийся котлован с кипятком. Без горячего водоснабжения остались 52 многоквартирных дома, две школы и два детских сада. По словам наблюдателей, "Волжская ТГК" входит в "КЭС-холдинг", аффилированный компании "Ренова" Виктора Вексельберга.

Депутат самарской губернской думы Михаил Матвеев по этому поводу дал такой комментарий: "В последние пару лет Самаре не везет, и мэру Азарову и коммунальщикам не позавидуешь: постоянно где-то проваливается земля, из под асфальта бьют в небо фонтаны воды, а иностранные газеты снимают про Самару репортажи-катастрофы. С другой стороны, что ещё ожидать, когда все сети пораздавали в частные руки?". Как он отметил, сделку по передаче "Водоканала" в концессию на 35 лет "провели руками нужного человека - Азарова в нужные руки Вексельберга".