В Армении и зарубежной армянской диаспоре начались памятные мероприятия, связанные с 10-й годовщиной жестокого убийства в Будапеште 19 февраля 2004 года лейтенанта армянской армии Гургена Маркаряна. В частности, тысячи жителей Москвы, армянских организаций российской столицы, представители посольства Армении в РФ пришли в новый Кафедральный храм Святого Преображения, где состоялось возложение цветов и поминальное богослужение.

Лейтенант Гурген Маркарян погиб, находясь в Венгрии на языковых курсах НАТО. Во сне он был зарублен топором своим сокурсником - капитаном азербайджанской армии Рамилем Сафаровым. Эта драма не только стала личной трагедией для членов семьи и близких друзей погибшего. Она произвела крайне негативное воздействие на общую ситуацию в регионе армяно-азербайджанского конфликта, резко снизила и без того очень невысокий уровень взаимного доверия сторон, отрицательно сказалась на ходе миротворческого процесса в рамках Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию конфликта в Карабахе.

На суде азербайджанская сторона пыталась представить обвиняемого в лучшем свете - как грамотного, перспективного офицера, получившего высшее военное образование в Турции. Это выглядело странно, ведь опытные юристы советовали защите попытаться представить убийцу психически нездоровым человеком, что могло бы все изменить. Но в Баку предпочли иной образ - "храброго солдата, доведенного до аффекта сокурсниками-армянами". Не случайно в ходе судебного разбирательства подчеркивалось, что Сафаров хотел зарубить тем же топором и другого своего однокашника-армянина, капитана Айка Макучяна. И только случайность в лице литовского офицера, вовремя закрывшего дверь в комнату на запор, спасла Макучяна.

Быстро стали очевидны и несоответствия в трактовке случившегося. С одной стороны, говорилось, что Сафаров не выдержал "издевательств" со стороны офицеров-армян, которые, якобы, нелицеприятно отзывались о нем на армянском языке, а он, понимая по-армянски, "не мог этого вынести" (эта версия не нашла подтверждения). С другой - выяснилось, что Рамиль Сафаров, уроженец Карабаха, "мстил" отнюдь не лейтенанту Маркаряну, а всему армянскому народу - за те бедствия, которые "армяне принесли азербайджанцам". То есть действовал обдуманно и целеустремленно, по принципу "коллективной ответственности".

Венгерский суд приговорил убийцу к пожизненному заключению без права на помилование в течение 30 лет. Но уже в августе 2012 года, уступая "настойчивым просьбам" азербайджанской стороны, Венгрия экстрадировала Сафарова на родину "для дальнейшего отбытия наказания". Но из приземлившегося в бакинском аэропорту самолета вышел не преступник, а национальный герой. Ни о каком "отбытии дальнейшего наказания" и речи не шло. Наоборот, он был немедленно помилован указом президента, повышен в воинском звании до майора, получил в подарок квартиру.

Сразу же началась масштабная кампания по возвеличиванию "героя", тон которой был изначально задан президентским актом о помиловании. По словам руководителя администрации президента Азербайджана Фуада Алескерова, "возвращение Рамиля Сафарова стало возможным благодаря политической воле и личному авторитету главы государства". В свою очередь, зампред правящей партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедов назвал освобождение Рамиля Сафарова "торжеством мужества и справедливости". По его словам, "в мировой истории не зарегистрировано фактов насилия, несправедливости Азербайджана в отношении какой-либо страны. Азербайджан имеет право ждать от других такого же отношения, и очень радует, что Венгрия смогла оценить все это".

Национал-демократическая партия Азербайджана объявила Рамиля Сафарова "Человеком года" и присудила ему награду "За заслуги в области защиты интересов государства и национальных интересов". По словам руководителя партии Искандера Гамидова, "неважно, как Рамиль Сафаров убил армянского офицера. Главное, что на одного Гургена стало меньше, и чем больше азербайджанцы будут убивать армян, тем меньше их станет".

В те дни в Баку часто звучали подобные высказывания. Они стали толчком к началу широкой антиармянской кампании. Однако постепенно выяснилось, что это наносит огромный ущерб имиджу страны в мире. В адрес Баку и Будапешта зазвучали резкие и нелицеприятные заявления со стороны авторитетных политиков и ведущих международных организаций. Общий настрой достаточно емко выразил тогдашний вице-председатель Бундестага Германии Вольфганг Тирзе. По его словам, "экстрадировав Рамиля Сафарова, Венгрия совершила огромную ошибку, а Азербайджан, помиловав и героизировав офицера, пошел на скандальный и спорный шаг", свидетельствующий "о слабости этой страны, а не о ее мощи".

Об организованном характере пропагандистской кампании свидетельствует тот факт, что и сам Рамиль Сафаров тоже стал жертвой этой уродливой истории. Когда азербайджанское руководство убедилось, что вреда от происходящего больше, чем пользы, была дана команда "забыть и прекратить". И мгновенно тот, кто был "гордостью нации" превратился в никого.

Вот что случилось с Сафаровым уже после того, как его сбросили с пьедестала почета. Однажды он направился в какой-то орган местного управления, чтобы оформить документы на дачу. И попросил сделать это побыстрее. Микроскопический провинциальный чиновник холодно предложил ему соблюдать правила и ожидать решения вопроса в общем порядке. Таков был бесславный конец "национального героя", которого грубо использовали и безжалостно выкинули, когда нужда в нем миновала.

Действия Азербайджана диктовались интересами внутренней политики. Не столь очевидны причины действий Венгрии, с которой, заметим, Армения приостановила дипломатические отношения, которые до сих пор не восстановлены. Де-юре в основе решения об экстрадиции лежала Европейская концепция "О выдаче осужденных лиц". Однако этот документ гласит, что к экстрадированным преступникам условно-досрочное освобождение не применяется. Азербайджан обошел это препятствие, применив президентское помилование. Но даже по азербайджанскому закону, если речь идет о помиловании приговоренных к пожизненному заключению, то это может произойти не ранее, чем через 25 лет после вынесения приговора.

Пытаясь оправдаться, венгерская сторона стала настаивать, что была обманута Баку, который, якобы, обещал, что Сафаров не будет выпущен на свободу. Однако есть все основания считать, что это не так. Появились публикации о том, что Венгрия "продала" Сафарова Азербайджану за 3 млрд евро. На эту сумму Государственный нефтяной фонд Азербайджана обязался приобрести венгерские ценные бумаги, либо осуществить иные инвестиции. Одновременно эксперты заговорили о смене европейского вектора развития Венгрии на геополитический союз с тюркским миром.

"В 2010 году на выборах в парламент Венгрии националистические партии "Фидес" ("Венгерский гражданский союз") и "Йоббик" ("За лучшую Венгрию") получили соответственно 54% и 17% голосов... Венгерские националисты оказались не только антиглобалистами, евроскептиками, ультраконсерваторами, антисемитами и цыганофобами, но и пантюркистами и туранистами. Причем заявили о своих пантюркистских симпатиях весьма откровенно. Они активно поддержали проведение в Венгрии в 2012 году уже третьего по счету и самого представительного за все время курултая тюркских народов", - говорится в статье Вадима Сидорова "Зачем венграм туранизм?".

Антиармянская кампания в Азербайджане продолжается и сейчас. При этом, однако, нельзя не отметить, что армянские СМИ, политический класс страны, резко критикуя руководство Азербайджана, ни разу не опустились до выпадов в адрес азербайджанского народа как такового. Также и в Азербайджане нашлись люди, мнение которых по этому вопросу отнюдь не совпадало с официальными установками. Так, на сайте Kultura.az выступил бакинский профессор Рахман Бадалов, прямо указавший на неприемлемость "героизации и реабилитации преступника, вина которого была доказана в суде". По мнению автора, Сафаров переступил границы чести и достоинства офицера. "Во все времена существовали нормы военной этики, нарушать которые считалось постыдным. Необходимо называть вещи своими именами: зарубить топором во сне спящего человека недостойно, тем более для офицера, подобный поступок требует решительного осуждения. Табу на подобные поступки позволяет обществу не впасть в дикость и всеобщее озлобление... Гнусный поступок должен быть назван гнусным... Импульсивные, во многом бездумные, действия властей (самое мягкое, что можно сказать по этому поводу), нанесли огромный урон имиджу нашей страны. Потребуются не меньшие усилия всех наших здравых людей, чтобы мы не выглядели в мире моральными изгоями", - считает бакинский интеллигент.

К сожалению, пока в Азербайджане немногие разделяют подобные взгляды. Но такие люди есть, и это оставляет надежду на то, что наступит время, когда на смену неприкрытой армянофобии придут более здравые, ответственные, соответствующие принципам цивилизованного общества подходы. И только тогда два соседних народа смогут пожать друг другу руки, смогут простить и понять...

Гурген Саркисян, специально для ИА REGNUM