На украинском Майдане уже третьи сутки летают бутылки с "коктейлем молотова", светошумовые гранаты, куски мостовой и резиновые пули. Такой "обмен любезностями" устроили радикальные участники массовых протестов в Киеве и правоохранители, которые заблокировали правительственный квартал в районе улицы Грушевского.

Очевидно, что страсти в Киеве не просто накаляются. По капле собиравшееся последние месяцы напряжение готово прорвать плотину из здравого смысла. И пока этого не случилось лишь потому, что на Грушевского, несмотря на всю апокалиптичную картинку - сгоревшие дотла автобусы милиции, сожжёное гражданское авто, постоянные взрывы, крики и выстрелы - пока обошлось без жертв. Да, уже днем 20 января по данным департамента здравоохранения Киевской городской государственной администрации в больницы города госпитализированы 42 пострадавших в стычках. Трое из них потеряли глаза, еще один - правую кисть. Да, ближе к вечеру их ряды явно пополнились - буквально на моих глазах еще одному протестующему подбили глаз и скорая оперативно его увезла. Да, пострадал 61 правоохранитель - и травмы самые разные, начиная от ожогов и ушибов, заканчивая колото-резаными ранами. Но жертв пока удалось избежать.

Примечательно, что уже даже в оппозиции признали - протест на Грушевского вышел из-под их контроля. Хотя, если он вообще и был под контролем, то явно не оппозиции. Огромный запас "коктейля Молотова", щиты и другая защитная амуниция, фейерверки - несмотря на то, что протест явно пытаются сейчас представить как стихийный, он таковым не является. Ведущую роль в нем действительно занимают праворадикальные организации, в частности, "Правый сектор". И к акции они готовились заранее - писали об этом даже в соцсетях.

Вопрос в другом - фактически тот радикальный протест, который внезапно начался в воскресенье, 19 января, с похода на правительственный квартал по факту не мог ничем закончиться. Во-первых, правительственный квартал уже давно заблокирован. Во-вторых, даже случись захват пустых зданий, он бы ничего не принес. Следовательно истинная цель радикалов была не в походе на правительство и парламент. Главное тут - Майдан устал стоять без дела. Фактически сейчас произошло разделение Майдана на "голубей" и "ястребов". К первым однозначно относятся лидеры оппозиции - Яценюк, Тягнибок и с небольшой оговоркой Кличко. Он единственный из этой троицы сумел как-то воспользоваться случаем и получить шанс стать единым лидером Майдана. Ко вторым относятся все остальные протестующие. В традиционном лагере на Майдане для особо миролюбивых звучат песни и пляски. В двухстах метрах отсюда - на Грушевского - взрывы и канонада. И что характерно, люди предпочитают второй вариант - по крайней мере, в понедельник несколько тысяч человек на Грушевского явно преобладали над немногочисленным традиционным лагерем на Майдане.

Более того - видимо, нет действительной цели прорвать цепь правоохранителей. Иначе их не штурмовали бы с неудобных позиций снизу на отлично простреливаемом пространстве. Достаточно было бы обойти Мариинский парк с другой стороны и организовать атаку со стороны метро "Арсенальная". Выдержать полноценные столкновения на два фронта уставшие правоохранители вряд ли бы смогли.

Но главная цель - это создание полноценной телевизионной картинки. А она получается на загляденье - учитывая, что под раздачу у усталых и обезумевших от давления, неизвестности и молчания (или глупости) начальства правоохранителей попадают и журналисты. Тут и резиновые пули идут в ход, изредка и светошумовые гранаты. Плюс ко всему за последние сутки на сторону радикалов перешло гораздо больше людей, чем раньше. Пусть пока и не кидают собственноручно камни и "коктейли Молотова" в правоохранителей, но уже сочувствуют.

Даже переговоры между властью и оппозицией не факт что помогут локализовать протест. Никто из радикалов в них не участвует. А нынешняя оппозиция, видимо, и сама боится такого хода событий. Власти он тоже не выгоден, но власть традиционно рассчитывает выиграть за счет затягивания времени. Как обычно - или оппозиция переругается, или договориться удастся, или новые силы подтянуть. Но это другой случай - здесь время играет против власти. И протест радикализируется, и нервы у силовиков сдают.

Все это сопровождается взаимными обвинениями. Оппозиционные СМИ твердят о "мирных" протестах. Провластные - "о бедных солдатах-срочниках", которые пострадали от "коктейля Молотова". Все это есть, но как и всегда - с обеих сторон. Показательный пример - водометы. Когда 19 января власть попыталась применить водомет - в СМИ возникла целая информационная волна. Говорили о запрете на использование водометов в мороз. Всё так. Вот только уже 20 января "мирные протестующие" сами попытались применить пожарный гидрант против милиции - но пулями и гранатами тем удалось убедить революционеров отказаться от своей идеи.

Отметим также, что случился этот радикальный протест аккурат на второй день после увольнения с поста главы администрации президента Сергея Левочкина. Именно его многие наблюдатели винили в организации разгона Майдана в ночь с 29 на 30 ноября.

Выводы просты. Ситуация может быть не выгодна ни власти, ни оппозиции. Но процесс контролируется. Вопрос в том - кем. Оппозиция, как и власть, уже утратила связь с реальностью, а теперь теряет и позиции на Майдане. Спросом пользуются радикальные методы. Пусть без цели и результата: главное - крушить. Люди за 2 месяца устояли стоять просто так. Игра идет на публику - то есть на заграничного дядю. Пока стороны лихорадочно ищут выход, перед международным сообществом можно оправдываться переговорным процессом. А если переговоры сорвутся - в краткосрочной перспективе это выгодно власти - даст законный повод для закручивания гаек. Вот только протестные настроения от этого не исчезнут.

Алексей Беляев - редактор-координатор ИА REGNUM по Украине, Владимир Полуев - корреспондент ИА REGNUM в Киеве.