В условиях кризисов, тем более глобальных, проблема "налоговых дыр" обостряется именно на национальном уровне в тех странах, где нет офшорных зон, считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. По его словам, профит уходит в оффшорные страны и к национальным резидентам, поставляющим в оффшоры денежные потоки. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 12 декабря, комментируя послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию.

"Помнится, относительно недавно, сразу после кризиса на Кипре и фактической конфискации "островной офшорной властью" чужих денежных средств (от чего пострадали и российские госкомпании и частные лица), премьер в одном из своих выступлений предложил создать российскую офшорную "какую-нибудь зону на Дальнем Востоке". Крупный бизнес тогда практически сразу среагировал на инициативу премьера: почему же только на Дальнем Востоке (Владивостоке)? Можно и в Калининграде, и в Сочи. Хорошо, что инициатива не стала реальностью, ибо суть оффшора понятна - это территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства. Для обозначения офшорных зон в разных странах используются также термины "налоговое убежище", "налоговая гавань" или "налоговый рай" (англ. "tax haven")". Далее в офшоре это еще и конфиденциальность деятельности, и освобождение от всякого валютного контроля", - напомнил Буев.

По его мнению, приличный иностранный капитал в наши отечественные "зоны" вряд ли бы хлынул, а вот отмывка внутрироссийских финансовых потоков пошла бы полным ходом (через механизм, когда крупные российские олигархические и государственные и "окологосударственные" структуры становились бы "нерезидентами" своей собственной страны, освобожденными от налогов и валютного контроля).

"Понятно, почему это особо не интересовало верховную власть вчера (на офшорные схемы смотрели сквозь пальцы). Понятно, почему заинтересовало сегодня. Вчера страна утопала в нефте- и газодолларах, позволяющих утолять жажду элиты в целом (и властной, и олигархической верхушки) и еще на социальные обязательства оставалось. Сегодня время экстенсивных факторов для роста (и просто поддержания) экономики закончилось, а интенсивные не работают. Профицита бюджета, который "сопровождал" Россию последнее десятилетие, также уже не предвидится. Новый бюджет дефицитен. Согласно принятому бюджету, его доходы в 2014 году составят 13 трлн 600 млрд рублей, расходы - 13 трлн 960 млрд рублей. В 2015 году доходы составят 14,5 трлн рублей, расходы - 15,4 трлн рублей. В 2016 году доходы планируются в размере 16 трлн рублей, расходы - 16,4 трлн рублей", - подчеркнул эксперт.

"Если денег нет, то надо придумать, откуда их взять, чтобы покрыть "кассовые разрывы". Взять их можно, исключив, в том числе, офшорные схемы из экономической жизни страны, - рассуждает Буев. - А это - сотни миллиардов рублей. Сегодня мы подошли к рубежу, когда рецессия уже подступила, а спад как следующая фаза экономического цикла тоже не за горами. Продолжать дальше смотреть сквозь пальцы на использование офшорных схем - попасть на капитальный секвестр бюджета, не выполнить (хотя бы в минимальном объеме) социальные обязательства перед населением и поставить под сомнение незыблемость нынешних элит, прежде всего, властных. Вопрос только как это будет делаться технически?".

Он обращает внимание, что мотивация у обладателей олигархических и просто крупных капиталов и чиновничества прямо противоположна заявлениям президента: "В условиях экономических кризисов стимулы собственников капиталов увести их в оффшоры только усиливаются".

"При высочайшем уровне недоверия экономических стимулов у власти остановить это бегство нет - не зря же президент отметил, что за год с его прошлого послания в этой сфере ничего не сделано (кредитами ВЭБа и госгарантиями пользуется "узкий круг нереволюционеров", а для получения госконтрактов можно придумать множество разных схем и юрлиц). Следовательно, остаются только административно-карательные рычаги, самые мягкие из которых - закрытие определенной группы банков, использующих разного рода схемы для вывода средств в офшоры. Наиболее жёсткие - посадки. Но будут ли они действенными в условиях экономической рецессии и спада?", - резюмировал Владимир Буев.

Напомним, 12 декабря в послании Владимира Путина Федеральному Собранию прозвучала критика темпов деофшоризации экономики. "По оценкам экспертов в прошлом году через оффшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов - это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами - выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны. Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения", - подчеркнул президент.

Он продолжил: "Доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять. Они есть, кстати говоря, такие способы, здесь ничего такого, знаете, необычного нет. В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в оффшорах - пожалуйста, но деньги сюда. Вводятся в странах с развитой рыночной экономикой. И работает такая схема".

Кроме того, он рекомендует запретить компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Также им закроют доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.