Конференции в Казанском университете - "исламоведение для своих": мнение
Татарстан, 15 ноября, 2013, 18:53 — ИА Регнум. Любой сотрудник НИИ, преподаватель вуза, академик, аспирант или студент знают: без дискуссий не может быть науки. Известная фраза "В споре рождается истина" становится верной тогда, когда будут выслушаны аргументы всех сторон. Чьи доводы покажутся убедительнее, тот и станет победителем в дискуссии. Хотя это не отрицает прихода к консенсусу или признанию за каждым права на свою точку зрения.
Увы, казалось бы, ранее понятные аксиомы больше не работают в Казанском федеральном университете. Это связано с появлением в его стенах новых лиц, которые проводят конференции по принципу: вход только "для своих", а чужие мнения озвучивать не стоит даже в рамках научных дискуссий.
Приход в 2010 году на должность ректора Казанского университета главы Елабужского района Татарстана Ильшата Гафурова (всем советую прочитать книгу бывшего сотрудника УФСБ Юрия Удовенко "Зазеркалье" и журналистское расследование Ирека Муртазина "Комплекс возвращается", в которых рассказывается о занимательных эпизодах биографии будущего ректора) ознаменовал появление новых персон в учебном заведении. По-другому стали проводиться и научные мероприятия. Напомню, что 2010 год ознаменовался серией терактов в Татарстане, после чего многим стало понятно - проблема исламского терроризма стала в регионе реальностью, необходимо развивать исламоведческое направление в университете. На нем и хотелось бы остановиться.
Наиболее ярко новая научная практика при Ильшате Гафурове стала заметной на примере кафедры исламоведения и регионоведения Института востоковедения и международных отношений, созданной как раз в 2010 году. Прибывший из Москвы на должность ее заведующего тогда 31-летний доктор экономических наук Ренат Беккин дал понять: исламоведение в Казани пора поднимать на более высокий уровень. Прозвучали обещания начать издание академического журнала по исламоведению (которого до сих пор нет), в том числе на английском языке, "чтобы повысить узнаваемость казанского исламоведения за рубежом". Обнадеживало и то, что Беккин одновременно занимал пост замдиректора Института востоковедения КФУ по науке, а некоторые прочили ему в перспективе должность директора. Молодому ученому сразу выделили трехкомнатную квартиру в Казани... Все это подтверждало: московский ученый приехал всерьез и надолго.
Однако выбранные методы организации исламоведения вызвали удивление в местном научном сообществе. Началось с того, что организуемая Беккиным раз в год конференция стала проводиться по принципу "только для своих". Исследователей и ученых, которые имели собственную точку зрения, для выступлений в КФУ не приглашали.
Ученых с "неудобными" научными взглядами из Казанского университета также предпочитали не пускать. Предполагалось, что на конференции секцию по странам зарубежного Востока будет вести известный казанский турколог Булат Ягудин, однако и его, в итоге, вычеркнули. Раиса Сулейманова, научного сотрудника Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ, который в результате своих бескомпромиссных комментариев приобрел всероссийскую известность, также не допустили. Так завершился процесс беспрецедентного развития исламоведения в КФУ.
На последнем, III форуме "Ислам в мультикультурном мире", который в КФУ проводят с 13 по 17 ноября, отказали в участии известному специалисту по суфизму, московскому исламоведу Ильдару Сафаргалиеву. Вместо этого пригласили профессора Высшей школы экономики Леонида Сюкияйнена, который выступает с идеей введения шариата в российскую правовую систему. При этом присутствовавшие на мероприятии госчиновники даже не пытались задуматься, что введение шариата означает конец светского государства.
Весьма характерно, что конференцию открывал руководитель Департамента внутренней политики аппарата президента Татарстана Александр Терентьев, выступление которого свелось к заявлению: "Руководство республики готово к сотрудничеству, но научное сообщество пока оказывает слабое влияние на развитие событий. В это время появляются псевдоэксперты, осуществляющие вброс лживой и опасной информации в СМИ".
Что имел в виду чиновник? Может быть, слова главы МВД по Татарстану о "ваххабитском холдинге"? Ведь именно эти слова объяснили бы методику отбора, которой руководствовался, по-видимому, оргкомитет конференции. Не исключено, что заявки исследователей отбирались по принципу "тем, у кого другое мнение, не выступать". Это, естественно, "псевдоэксперты". Вместо того чтобы выслушать их точку зрения, а потом задать вопросы, в ходе которых можно показать несостоятельность позиции, привезти контраргументы, т.е. провести научную дискуссию, чем всегда славился Казанский университет, посчитали за лучшее пригласить только "своих", "проверенных".
С научной точки зрения ценность таких мероприятий нулевая, но с чиновничьей - весьма высокая: ставится "галочка", осваиваются бюджетные деньги, причем немалые, а потом можно отчитаться о мероприятии у федеральных кураторов в Москве. Мол, вот, провели! Все отлично. Но все это называется только имитацией науки.
Айдар Галимзянов, политолог