"90-летие Республиканской Турции: эволюция, итоги и новые тренды": научная конференция в Москве
Москва, 9 ноября, 2013, 01:05 — ИА Регнум. 6 ноября 2013 года в Институте востоковедения РАН прошла международная научная конференция "90-летие Республиканской Турции: эволюция, итоги и новые тренды", организованная Сектором изучения Турции этого научного учреждения.
Несмотря на то, что значительная часть докладов была посвящена больше историческим проблемам этого ближневосточного государства в ХХ веке, наиболее остро стояла проблема всплеска исламизма в этой стране.
Профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Геннадий Старченков заявил, что "определение Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана как умеренно-исламистской объяснимо только в том случае, если умеренность обусловлена внешними и внутренними причинами". По словам ученого, "Эрдоган и его команда начинали выстраивать внешнюю политику по принципу "нет проблем с соседями", однако сейчас со всеми соседями у Турции как раз проблемы".
Профессор Анкарского университета Эрель Телляль рассказал в своем выступлении, что в одном из своих интервью в России он сравнил организацию турецкого религиозного проповедника Фетхуллаха Гюлена (с 1998 года проживает в штате Пенсильвания в США, является идейным вдохновителем сети турецких лицеев по всему миру. - прим. ИА REGNUM) с большевистской партией со своим устройством. Однако против турецкого профессора выступило посольство Турции в Москве, фактически встав на защиту Гюлена. По его словам, сеть турецких лицеев Гюлена в России создавались неслучайно. "Выпускники этих лицеев есть уже даже в Кремле", - заявил Телляль.
Директор Института Евразии из Стамбула Бекир Гюнай рассказал об инициативе Эрдогана запретить совместное проживание (сожительство) мужчин и женщин, если они не состоят в браке. Это достаточно странная идея была названа многими участниками конференции как "реакционная".
Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с обстоятельным докладом "Религиозное влияние Турции на мусульман Татарстана в постсоветский период: характер, механизм, последствия". По словам эксперта, религиозное влияние Турция оказывает как на государственном уровне через Министерство по делам религий (Дианат), так и на неправительственном уровне через организации и сообщества: нурсистов, гюленистов, сулейманистов и др. "Ежегодно в Татарстан приезжает на месяц Рамадан до тридцати и более хафизов (чтецов Корана) из Турции, которые разъезжают по районам и городам республики. За деятельностью этих хафизов, видимо, скрывается и более прагматичный интерес: сбор информации на местах о численности активно верующих мусульман, настроениях, идеологических воззрениях. При этом деятельность их носит легальный характер, поскольку они приезжают по приглашению ДУМ Татарстана, у которого имеется договор о сотрудничестве с Министерством по делам религий Турции, т.е. религиозная организация одной страны заключает соглашение с государственным учреждением другой страны", - рассказывает исламовед, добавляя, что нет ответных действий со стороны татарстанского муфтията, который отправил бы, например, в одну из провинций Турции своих проповедников, чтобы они ездили с точно такой же миссией, что в Татарстан приезжают по указанию Анкары, занимаясь сбором информации для соответствующих органов России.
Раис Сулейманов высказал свою точку зрения: "В Казани существует наивное мнение, что, дескать, религиозное влияние Турции лучше, чем влияние Саудовской Аравии, якобы потому, что-де турки и татары - "братья по вере и крови", что нурсисты и гюленисты - это никакие не ваххабиты, теракты совершать не призывают, и вообще у турок ханафитский мазхаб, как и у татар, и тому подобная елейная демагогия раздается громче в Татарстане в защиту сближения с Анкарой. Однако надо понять, что любое зарубежное религиозное влияние на российских мусульман есть изначально опасное, потому что происходит духовно-политическая переориентация на иностранных шейхов и заграничные религиозные центры, что стратегически несет угрозу безопасности Российского государства. Российские мусульмане должны ориентироваться на Казань, Уфу или Грозный, но никак не на Эр-Рияд или Анкару".
Начальник Сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина рассказала о религиозно-политическом и экономическом влиянии Турции на Абхазию и Южную Осетию. "По разным оценкам в Турции проживает от 400 до 800 тысяч абхазов, однако с начала 1990-х годов в независимую Абхазию репатриировалось около 1000 человек, при этом часть из них вернулись в Турцию обратно", - отметила кавказовед, сославшись на то, что не только экономические причины были в этом, но и религиозно-ментальные: турецкие абхазы поголовно мусульмане, в то время как в Абхазии население придерживается православия и элементов язычества. "Два мусульманских молельных дома в этой кавказской республике - вот и все, что в ней мусульманского, мечети нет и, скорее всего, в ближайшем будущем у ислама нет перспектив усилиться в Абхазии", - полагает Яна Амелина. Исследователь также сообщила, что из Сирии в ходе последних событий приехало 120 абхазских семей, однако они не повлияют на изменение религиозной картины республики.
В 1990-е годы был открыт турецкий колледж, входящей в "империю Фетхуллаха Гюлена", целью которого, по словам эксперта, была "подготовка протурецкой элиты Абхазии". Одна в 2010 году он был закрыт под влиянием российского опыта борьбы с гюленистских учебными заведениями. В противовес турецким лицеям в Абхазии стали создавать национально-ориентированные абхазские учебные заведения, поскольку Абхазию, пусть это нигде и не прописано, но создают как национальное государство абхазов, где и русские, и армяне будут на вторых ролях.
Что касается Южной Осетии, то здесь религиозного влияния Турции, конечно же, нет. Однако распространение получило такое явление как "культурный османизм": "Турецкий сериал "Золотой век", посвященной эпохе турецкого султана Сулеймана Великолепного, пользуется бешеной популярностью в Южной Осетии, причем смотрят его не только женская аудитория, на которую картина и рассчитана, но и мужчины", - делится своими наблюдениями Амелина, добавляя, что под таким влиянием покупаются охотнее различные турецкие товары, книги об Османской империи, изданные в России, сувенирная продукция. "Турция пока безуспешно пытается распространить свое влияние на Абхазию и Южную Осетию, правда, у Анкары это пока не сильно получается, но она присматривается и своих планов в отношении этих республик Южного Кавказа оставлять не собирается", - резюмировала эксперт.
Директор Российско-турецкого культурного центра Государственной библиотеки иностранной литературы Ильшат Саетов рассказал о суфийской общине "Мензиль", базирующейся на востоке Турции, преимущественно в курдских районах и насчитывающая до одного миллиона членов (названа по названию деревни Мензиль, где и находится духовный центр этого братства). Основателем этой группы является Рашид Эрол (в настоящее время - его брат Абдульбаки Эрол). На вопрос "Есть ли в России и конкретно в Татарстане последователи этого джамаата?" Саетов ответил, что есть, но назвать конкретные имена отказался.
В ходе конференции наиболее остро обсуждались именно вопросы с деятельностью исламистов в самой Турции и за ее пределами. Похоже, что 90-летие празднования Турецкой республики проходит под дилеммой угрозы религиозной экспансии турецких исламистов.
- СК инициировал проверку из-за гибели премьера Мариинского театра Шклярова
- В Крыму спасли мать и дочь, сбившихся с пути в горно-лесной местности
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Во дворе резиденции Нетаньяху упали два осветительных снаряда
- Трамп предложил кандидатуру Криса Райта на пост министра энергетики США