Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за октябрь 2013 года
Москва, 6 ноября, 2013, 00:05 — ИА Регнум. Аналитический комментарий
Развитие событий в октябре выявило угрозу постепенного исчерпания тактического эффекта от положительных для власти результатов единого дня голосования 8 сентября. Это проявилось в трех основных линиях.
Во-первых, арест главы Рыбинска (Ярославская область) Юрия Ласточкина, получившего на выборах 8 сентября более 81% голосов, стал индикатором отсутствия прямой обратной связи между высокой поддержкой на выборах и получением иммунитета (хотя бы временного) от вовлечения правоохранительных органов в политическую жизнь муниципалитета. Другим - хотя и менее наглядным - примером стало временное отстранение от должности главы подмосковного города Видное Сергея Троицкого через несколько недель после объявления победителем на выборах. Впрочем, итоги выборов в Видном выглядели противоречиво, а их достоверность оспаривалась критиками.
Во-вторых, объектами уголовных и административных преследований оказались руководители избирательных комиссий - причем в регионах с относительно высокими (с поправкой на специфику территории) результатами голосования в пользу "Единой России". Причем если в Ярославле формальной причиной названо подозрение во взятке, то в Волгограде среди прочих претензий Центризбирком заявил о своем недовольстве нарушениями в ходе избирательной кампании.
В-третьих, во многих регионах после Единого дня голосования усилилась интрига вокруг возможности проведения досрочных выборов в 2014 году. В одних случаях речь идет о досрочных заменах губернаторов после 8 сентября - с предоставлением новому временно исполняющему обязанности времени на раскрутку (Ставропольский край, Ивановская область, обсуждается возможность других отставок). В других случаях сами губернаторы стремятся добиться назначения досрочных выборов на 2014 год, чтобы продлить свои полномочия на волне сохранения эффекта относительно высокого уровня поддержки власти.
Активность губернаторов по лоббированию досрочных выборов подогревает интригу, связанную с ожиданиями возможного ухудшения в среднесрочной перспективе социального фона в связи с бюджетными проблемами и вероятным падением экономической конъюнктуры. Свидетельством наличия готовности к перенесению возникающих издержек на регионы стало заявление федерального Минфина о подготовке поправок в бюджетное законодательство, усиливающих ответственность губернаторов за доведение регионов до банкротства, вплоть до постановки вопроса об утрате доверия. Федеральный Центр демонстрирует усиление для него приоритетности проблем, связанных с состоянием региональных экономик, что выразилось и в создании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Однако концептуальные подходы к оздоровлению ситуации на сегодняшний день не сформулированы, а поддержка отдельных территорий носит точечный характер - например, выделение правительством дополнительных дотаций регионам на повышение зарплат бюджетникам в тех случаях, где имеются сложности с реализацией социальных указов президента.
Столкновения в Западном Бирюлево 13 октября стали серьезным тестом на значимость национального фактора в социально-политической повестке дня российских регионов. Несмотря на широкий общественный резонанс, во второй половине октября признаков сопоставимых волнений в других регионах РФ зафиксировано не было. Неопределенной остается ситуация и в столице. Пока не дано принципиального ответа на вопрос, идет ли речь о качественном усилении национального фактора в политической жизни или о локальном циклическом всплеске, более напоминающем события на Манежной площади в 2010 году. Кроме того, властью не сделан окончательный выбор между продекларированным намерением обеспечить прозрачность в миграционной политике и анонсированными шагами по сокращению квот для мигрантов. Последний сценарий способен усугубить ситуацию с сопутствующим вовлечением в теневые схемы правоохранительных органов или же создать серьезные проблемы в значимых для функционирования городского хозяйства отраслях, где труд мигрантов применяется наиболее широко.
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Январь 2013 | 6,67 |
Февраль 2013 | 6,58 |
Март 2013 | 6,63 |
Апрель 2013 | 6,65 |
Май 2013 | 6,64 |
Июнь 2013 | 6,52 |
Июль 2013 | 6,47 |
Август 2013 | 6,44 |
Сентябрь 2013 | 6,42 |
Октябрь 2013 | 6,40 |
Топ-10 событий месяца в региональной политике
1. Волнения в московском районе Западное Бирюлево
2. Смена губернатора Ивановской области
3. Арест мэра Рыбинска Юрия Ласточкина
4. Заявление Министерства финансов РФ о подготовке поправок в законодательство, усиливающее ответственность губернаторов за доведение региона до банкротства
5. Взрыв в автобусе в Волгограде
6. Арест председателя избиркома Ярославской области
7. Избрание Александра Якоба сити-менеджером Екатеринбурга
8. Выборы мэра Томска
9. Проведение учредительных конференций региональных отделений ОНФ
10. Конфликты вокруг заявлений Владимира Жириновского о путях решения "кавказского вопроса"
РЕЙТИНГ
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Сахалинская область | 8,3 (8,1) | 0,2 |
Томская область | 8,1 (7,9) | 0,2 |
Ульяновская область | 8,1 (7,9) | 0,2 |
Магаданская область | 8,0 (7,8) | 0,2 |
Чукотский АО | 8,5 (8,4) | 0,1 |
Пензенская область | 8,5 (8,4) | 0,1 |
Камчатский край | 8,0 (7,9) | 0,1 |
Ямало-Ненецкий АО | 9,0 (9,0) | 0,0 |
Хакасия | 8,6 (8,6) | 0,0 |
Белгородская область | 8,4 (8,4) | 0,0 |
Саха | 8,2 (8,2) | 0,0 |
Амурская область | 8,0 (8,0) | 0,0 |
Мордовия | 8,0 (8,0) | 0,0 |
Калужская область | 8,3 (8,4) | -0,1 |
Ивановская область | 8,3 (8,5) | -0,2 |
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Тыва | 7,5 (7,3) | 0,2 |
Иркутская область | 7,4 (7,2) | 0,2 |
Новосибирская область | 7,1 (6,9) | 0,2 |
Самарская область | 7,9 (7,8) | 0,1 |
Кемеровская область | 7,8 (7,7) | 0,1 |
Ненецкий АО | 7,8 (7,7) | 0,1 |
Тюменская область | 7,7 (7,6) | 0,1 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 7,6 (7,5) | 0,1 |
Костромская область | 7,2 (7,1) | 0,1 |
Нижегородская область | 7,1 (7,0) | 0,1 |
Санкт-Петербург | 7,1 (7,0) | 0,1 |
Тамбовская область | 7,9 (7,9) | 0,0 |
Коми | 7,6 (7,6) | 0,0 |
Марий Эл | 7,4 (7,4) | 0,0 |
Вологодская область | 7,2 (7,2) | 0,0 |
Московская область | 7,1 (7,2) | -0,1 |
Ленинградская область | 7,0 (7,1) | -0,1 |
Ростовская область | 7,6 (7,8) | -0,2 |
Башкортостан | 7,0 (7,2) | -0,2 |
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Татарстан | 6,9 (6,7) | 0,2 |
Адыгея | 6,5 (6,3) | 0,2 |
Оренбургская область | 6,2 (6,0) | 0,2 |
Алтайский край | 6,8 (6,7) | 0,1 |
Бурятия | 6,7 (6,6) | 0,1 |
Чечня | 6,6 (6,5) | 0,1 |
Чувашия | 6,5 (6,4) | 0,1 |
Новгородская область | 6,4 (6,3) | 0,1 |
Хабаровский край | 6,1 (6,0) | 0,1 |
Забайкальский край | 6,0 (5,9) | 0,1 |
Краснодарский край | 6,0 (5,9) | 0,1 |
Еврейская АО | 6,9 (6,9) | 0,0 |
Курская область | 6,9 (6,9) | 0,0 |
Свердловская область | 6,9 (6,9) | 0,0 |
Астраханская область | 6,5 (6,5) | 0,0 |
Приморский край | 6,3 (6,3) | 0,0 |
Псковская область | 6,5 (6,6) | -0,1 |
Тульская область | 6,2 (6,3) | -0,1 |
Челябинская область | 6,1 (6,2) | -0,1 |
Липецкая область | 6,0 (6,1) | -0,1 |
Москва | 6,3 (6,6) | -0,3 |
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Пермский край | 5,6 (5,4) | 0,2 |
Ставропольский край | 5,5 (5,3) | 0,2 |
Карелия | 4,6 (4,4) | 0,2 |
Карачаево-Черкесия | 4,5 (4,3) | 0,2 |
Владимирская область | 5,2 (5,1) | 0,1 |
Мурманская область | 4,9 (4,8) | 0,1 |
Калмыкия | 3,5 (3,5) | 0,0 |
Кабардино-Балкария | 3,2 (3,2) | 0,0 |
Кировская область | 5,9 (6,0) | -0,1 |
Волгоградская область | 5,7 (5,8) | -0,1 |
Республика Алтай | 5,7 (5,8) | -0,1 |
Калининградская область | 5,6 (5,7) | -0,1 |
Красноярский край | 5,6 (5,7) | -0,1 |
Саратовская область | 5,6 (5,7) | -0,1 |
Брянская область | 4,9 (5,0) | -0,1 |
Орловская область | 4,7 (4,8) | -0,1 |
Удмуртия | 4,5 (4,6) | -0,1 |
Архангельская область | 4,1 (4,2) | -0,1 |
Ингушетия | 2,3 (2,4) | -0,1 |
Воронежская область | 5,7 (5,9) | -0,2 |
Тверская область | 5,4 (5,6) | -0,2 |
Омская область | 5,3 (5,5) | -0,2 |
Курганская область | 4,8 (5,0) | -0,2 |
Рязанская область | 4,8 (5,0) | -0,2 |
Смоленская область | 4,0 (4,2) | -0,2 |
Северная Осетия | 3,7 (3,9) | -0,2 |
Дагестан | 1,5 (1,7) | -0,2 |
Ярославская область | 4,6 (5,0) | -0,4 |
Краткое описание Рейтинга
Рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
В качестве Приложения публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц