Гай Борисов: Анкара и Баку пытаются вытеснить Армению на обочину евразийского движения
Москва, 3 ноября, 2013, 16:26 — ИА Регнум. Прошло два месяца с того дня, как 3 сентября в Москве президент Армении Серж Саргсян озвучил намерение Еревана вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и в дальнейшем принять участие в формировании Евразийского союза. В рамках любого интеграционного процесса, неизбежно сопровождающегося массой разнообразных коллизий, это небольшой срок. Но уже сегодня ясно, что заявка Армении столкнулась с очень сильным противодействием. Причем сопровождается оно и неприкрытыми угрозами, и явственными провокациями, и очевидными передержками и передергиваниями. При этом наиболее болезненные для армянской стороны заявления и намеки исходят не со стороны адептов "европейского цивилизационного выбора", а, как это ни парадоксально, представителей самих стран-членов ТС.
Cледует напомнить о заявлении президента Белоруссии Александра Лукашенко, который на фоне подписанных в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 24 октября в Минске документов о подключении Армении к ТС и евразийскому процессу неожиданно сказал, что вопрос приема Армении в ТС должен быть согласован с Баку. Логика белорусского лидера поразила армянскую общественность: ведь Азербайджан членом ТС не является и, в принципе, не может иметь никакого влияния на принимаемые в рамках организации решения.
Тогда же президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил о стремлении Турции вступить в ТС. И хотя затем представители официальной Астаны попытались свести все к "шутке", заявление Назарбаева своей цели достигло: в Армении сразу появились комментарии, сводящиеся к тому, что "вступать в организацию, членом которой может стать Анкара, немыслимо". Тем более что параллельно в Казахстане на экспертном уровне зазвучали утверждения, что "оснований для членства Армении в ТС нет" и поэтому "Россия должна представить аргументы в пользу приема Еревана".
Все это сопровождалось мощным выбросом информационного негатива. В репортаже на российском "Первом канале" журналистка утверждала, будто в Минске Армении и вовсе отказали в приеме в ТС из-за "нерешенного территориального спора с Азербайджаном" (ничего подобного в подписанных официальных документах нет) или, например, информации в "Известиях", заголовок которой говорит сам за себя: "Армению загоняют в Таможенный союз российскими танками". Имеется в виду, что Москва продаёт Баку значительные партии бронетехники, и Ереван вынужден поэтому следовать в российском фарватере.
Есть серьезные основания полагать, что мощная обструкция интеграционным намерениям Армении (и, следовательно - России) проводится турецко-азербайджанским военно-политическим тандемом, причем главной целью атаки является не столько сама идея евразийской интеграции, сколько конкретно Армения, которую пытаются вытеснить на обочину этого процесса.
О том, почему это происходит, прямо и откровенно рассказал азербайджанскому агентству "Vesti.az" влиятельный турецкий эксперт, президент международного Института стратегических перспектив Юсуф Чинар. Считается, что этот политолог входит в "ближний круг" главы турецкого МИД Ахмеда Давутоглу и принимает участие в выработке внешнеполитических подходов своей страны. Юсуф Чинар заявил, в частности, что Анкара заинтересована "интеграционными проектами по типу евразийского", о чем, в частности, свидетельствует заявка на приобретение не американских, а китайских систем ПРО. Это свидетельствует, что Анкара "ориентирована на политическую ось Китай- Россия- Азербайджан". Сегодня, считает политолог, Турции следует сделать выбор между стремлением в Евросоюз и евразийской интеграцией, причем последний вариант выглядит предпочтительней. "Мне кажется, что Турция в итоге предпочтет путь экономического сотрудничества с Азербайджаном, Средней Азией и тюркскими государствами", считает Юсуф Чинар. И, конечно же, по этому пути должен следовать и Баку. Ведь "если Азербайджан останется вне Таможенного Союза, Россия может оказать на него серьезное давление". А это означает, что Карабах не будет возвращен. Поэтому "если Азербайджан хочет привилегий в карабахском вопросе, он должен продемонстрировать активность в вопросе включения в Таможенный союз и другие евразийские проекты", но при этом выдвинуть Москве соответствующие условия своего вступления в организацию. "Ведь и ребенку ясно, что без воли России сдвинуть с мертвой точки карабахский вопрос невозможно".
Яснее и откровенней, пожалуй, не скажешь. В Баку и в Анкаре поняли, что заявлением о присоединении к ТС, Ереван, фактически, обошел "тюркское братство" на крутом историческом повороте, создав серьезные основания для укрепления безопасности и Армении, и Нагорного Карабаха. В этом свете симптоматичным выглядит недавнее интервью командующего 102-й российской военной базы в Армении полковника Андрея Рузинского газете "Красная звезда", к котором, в частности, было сказано, что "в случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём российская военная база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными обязательствами России в рамках ОДКБ". Отсюда ясно, что "по факту" Москва рассматривает территорию Нагорного Карабаха как территорию Армении (ибо в рамках ОДКБ Россия обязалась защищать неприкосновенность армянских границ), и это крайне напугало турецко-азербайджанский тандем, ибо, с одной стороны, Азербайджан полностью утрачивает надежды на возвращение экс-автономии, а с другой - рушатся планы Турции стать ведущей региональной державой в Закавказье и, соответственно, расширить свое влияние на "братские страны" Центральной Азии.
При всём том следует признать, что проблема выходит за рамки конъюнктуры текущего момента. Восстановление "османского влияния" является одним из приоритетов правящих в Турции исламистов. Еще в начале 90-х гг. прошлого века тогдашний турецкий президент Тургут Озал, также представлявший исламистский спектр политических сил страны, заявил, что "если нас не хотят видеть в Брюсселе, мы пойдем на Ташкент". И в этот контекст вполне укладываются недавние заявления турецкого вице-премьера, отвечающего за переговоры с ЕС, Эгмена Багыша. Объясняя заявку Турции на вступление в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), в которой Анкара пребывает в статусе наблюдателя, Багыш отметил, что европейский вектор не может препятствовать его стране "делать шаги, которые потребуются для реализации ее стратегических предпочтений". Да и сама идея вступления Турции в Таможенный союз не нова - по признанию турецкого МИД, соответствующие переговоры велись уже год назад, однако "на данный момент потеряли свою актуальность". Но понятно, что в какой-то момент вопрос может вновь актуализироваться.
Разумеется, именно такого развития событий желали бы все те в Армении и за её пределами, кто против присоединения Еревана к ТС, прямо утверждая, что в результате страна будет втянута в "тюркско-мусульманский союз", и это разрушит сложившуюся систему военно-политической безопасности армянского государства. Неслучайно, в Евросоюзе поначалу крайне болезненно отреагировавшего на действия Армении, ныне стали звучать уже иные мотивы: европейское будущее для Армении не потеряно, Европа должна бороться за продолжение самого тесного сотрудничества. И если из Москвы не последует самых четких и однозначных комментариев относительно происходящего, данная тенденция будет расширяться и углубляться, находя в самой Армении всё новых сторонников.
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM