Михаил Садченков: Государство не должно платить за продвижение национального бренда "Сделано в России"
Москва, 1 октября, 2013, 12:05 — ИА Регнум. Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов объявил о намерении ввести в России знак качества "Сделано в России". Между тем, на протяжении нескольких лет предприниматели самостоятельно занимаются созданием и продвижением национального бренда "Сделано в России". О программе "Сделано в России" (www.madeinrussia.ru) корреспонденту ИА REGNUM рассказал ее руководитель Михаил Садченков.
ИА REGNUM: В чем задача программы "Сделано в России"?
Программа направлена на создание национального бренда "Сделано в России", медиапотенциал которого мы хотим использовать для поддержки и продвижения коммерческих и культурных брендов. При этом поддержка будет оказываться в PR-, юридической и образовательной сферах. В первую очередь, мы ориентируемся на экспорт, и это очень важный момент, так как задачи для внешнего и внутреннего рынков - разные, как и инструменты для их решения.
Основой программы станет медиа-ресурс, включающий в себя интернет-сайт в формате выставочной и торговой площадки, а также серия медиа-продуктов, направленных на различные целевые аудитории. Среди них будут мобильные приложения, ТВ-программы, журналы, книги, справочники, корнеры с российской продукцией в аэропортах, крупных ритейловых сетях и т.д. Все это мы постепенно планируем переводить на 26 языков.
Мы не только хотим донести информацию о брендах до аудитории, но и сделать это в привычном для нее формате. Например, для молодежи - это видео, инфографика, где важны краткость и минимизация текста, для аудитории от 50 лет - это традиционные форматы, такие, как книги, журналы и каталоги.
ИА REGNUM: Когда и как появилась программа "Сделано в России"?
Идея появилась в 2010 году и была больше о культуре и истории нашей страны, нежели о брендах. Мы хотели рассказать о вкладе русской культуры в разные сферы жизнедеятельности человечества. Спустя какое-то время она переросла в желание сделать нечто масштабное. Примерно тогда же появилось понимание того, каким должен быть логотип. Идею мы очень долго дорабатывали, так как нужно было сделать что-то не только удобочитаемое, узнаваемое и имеющее смысл, но и обеспечить простоту его нанесения на товары, а также эмбоссирования на предметах из металла и пластмассы.
После были долгие 1,5 года общения с владельцами компаний, чиновниками, бренд-директорами, изучение зарубежного опыта. В результате, только к концу 2012 года мы определились с окончательной концепцией.
ИА REGNUM: Зачем эта площадка нужна бизнесу?
Начнем с самого главного, национальный бренд "Сделано в России" - это исключительно привлекательный информационный повод для СМИ, нежели абстрактный ООО "Машинстройтехнева". Использование национального бренда для продвижения, в том числе, в отраслевых СМИ, способно увеличить пользу и снизить себестоимость маркетинга для компаний. Что касается бизнеса, то так или иначе, у всех есть схожие задачи, среди которых PR, образование, социальная ответственность и выставочная деятельность.
Нам хотелось максимально облегчить компаниям участие в программе, поэтому решили сосредоточить презентацию для бизнеса именно на этих вещах. Они понятны всем, а также без проблем укладываются в уже существующие статьи расходов любой компании.
Что касается объективных преимуществ, то, поддерживая национальный бренд "Сделано в России", компании получают доступ к медиаресурсу на 26 языках, с потенциальной аудиторией - свыше 500 000 000 человек по всему миру, и возможность повысить квалификацию своих специалистов. Кроме того, участвуя в программе, компании выполняют важные социальные функции, такие как поддержка и продвижение русской культуры, помощь небольшим брендам, повышение общего уровня презентационных качеств российских брендов.
ИА REGNUM: Как осуществляется отбор брендов для участия в программе "Сделано в России"?
На первом этапе мы привлекаем уже состоявшиеся бренды, в первую очередь, те, чьи владельцы разделяют наши устремления и идеологию. После присоединения 50 брендов мы планируем создать наблюдательный совет, в который войдут создатели и владельцы успешных российских брендов, а также главы профильных министерств (Минпромторг, Минэкономразвития и т.д.).
Что касается общих принципов отбора брендов, мы намерены учитывать современные реалии. Бизнес будет развивать свое производство там, где это выгодно, с экономической точки зрения. Также было бы неразумно запрещать участие в программе "Сделано в России" иностранным компаниям, локализующим производство в нашей стране и желающим поддержать национальный бренд.
ИА REGNUM: А какие ассоциации у вас вызывает словосочетание "Сделано в России"?
В первую очередь, это вклад русских предпринимателей в развитие бизнеса по всему миру, значимое участие в становлении многих известных по всему миру брендов. Во вторую - это выдающиеся люди, идеи, товары. Кроме того, в истории русских брендов есть те самые моральные и социальные посылы, которых очень не хватает современной России.
История русских брендов иногда заставляет удивляться и восторгаться. Мы совсем забыли, что раньше к нам приезжали иностранцы, перенимали нашу культуру, брали русские имена и создавали выдающиеся предприятия, бренды и товары, восхищались нашей самобытностью. Сейчас эти случаи всего лишь редкое исключение, чаще можно встретить скептическое отношение к нашей стране и ее продукции.
ИА REGNUM: Могли бы вы привести пример русского культурного бренда, имеющего связь с современной экономикой?
В силу недавних событий, это бренд "ЛОМО" (Ленинградское оптико-механические объединение имени В. И. Ленина), впоследствии ставший родоначальником популярного вида фотоискусства - ломографии. У него есть целое движение, насчитывающее больше 50 млн. человек со штаб-квартирой в Вене. Но самое интересное - то, что именно эти люди на американском сайте Kickstarter собрали более $1,4 млн на оплату производства объектива Petzval, осуществлять которое будет наш "Красногорский завод им. С.А. Зверева". Об этом написали все крупные профильные СМИ в США, но у нас тему по какой-то причине обошли, хотя это был один из самых ярких информационных поводов за последнее время. Подобных примеров за год было больше 15, и я считаю, что отсутствие их освещения - серьезная потеря для имиджа страны и наших предприятий.
ИА REGNUM: Какой вы видите роль государства в программе "Сделано в России"?
Считаю, что государству нет необходимости платить за продвижение национального бренда. Помимо денег у него есть множество административных, политических и дипломатических рычагов для решения проблем, с которыми бизнес самостоятельно справиться не может. Все остальное решается по правилам рынка.
Дмитрий Анатольевич Медведев в своей последней статье дал понять, что в трудные периоды государству нужно добиться эффективности решений через снижение административных барьеров, поддержке предпринимательских инициатив, уменьшения присутствия в экономике.
Еще раз подчеркну, что программа "Сделано в России" - это не только создание национального бренда, но развитие экосистемы, где станут понятны обязательства бизнеса и государства, где каждая сторона будет заинтересована в партнерстве. Сама программа может существовать только в виде коммерческой организации, в отличие от АНО и госкомпаний. Это обеспечивает прозрачность обязательств, отсутствие коррупции и эффективность. Бизнес делает взносы и следит за выполнением обязательств. Если команда работает эффективно - программа получает деньги, если нет - она их не получает. При этом контроль за деятельностью программы осуществляет наблюдательный совет из представителей глав профильных министерств и владельцев брендов.
В данном случае государство должно помогать в продвижении программы через свои административные возможности, прислушиваться к потребностям бизнеса и принимать участие в решении тех проблем, где без него не обойтись. Также открытой остается возможность субсидирования небольших компаний, для которых ежегодный взнос непосилен, а также поддержка культурных брендов. В этом случае, бюджетные деньги тратятся на конкретные задачи, исполнение которых легко проверить.
ИА REGNUM: Кто уже поддержал проект?
На данный момент это 10 компаний и еще несколько известных людей, делающих это по собственной инициативе, за идею. Мы им очень благодарны.
ИА REGNUM: Есть ли аналоги проекта "Сделано в России"?
Прямых аналогов нет. Мы постарались собрать все самые нужные и положительные черты зарубежных программ и сделать свою версию, эффективную именно для нашей страны с поправкой на историю и богатую культуру.
ИА REGNUM: Вы слышали об идее Минпромторга России превратить "Сделано в России" в знак качества, что вы об этом думаете?
Я не согласен с этой позицией. В современных реалиях нет необходимости в знаках качества. Все это заканчивается коррупцией, неоправданным повышением цен и предоставлением отдельным компаниям преимуществ за деньги. Не говоря уже о том, что в кризисное время деятельность АНО существующей на государственные деньги будет просто неэффективной и в случае недофинансирования - просто встанет.
ИА REGNUM: А что же тогда делать?
Я предлагаю руководствоваться простой логикой. В производстве качественной продукции заинтересованы сами бренды, бренд не будет являться таковым, если его продукцию не покупают и у него нет лояльной аудитории. Что касается государства, то его задача не ставить барьеры и системы отбора по принципу кто-то лучше или хуже, а создать условия, при которых бизнесмены будут сами заинтересованы в создании и развитии российских брендов, а не делать это "из-под палки".
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Трамп заявил, что в США будет официально два пола
- В аэропорту Пулково задержали вылет нескольких рейсов