В Саратове руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов провел онлайн-конференцию на тему "Этнорелигиозные угрозы в Поволжье". Интернет-аудиторию особо интересовали вопросы, связанные с разрастающимся влиянием ваххабизма и радикального экстремизма на территории Саратовского региона, передает корреспондент ИА REGNUM.

Онлайн-конференцию с казанским экспертом Раисом Сулеймановым провело ИА "Взгляд-инфо". В общей сложности пользователи задали 33 вопроса (конференция проходила с 30 августа по 4 сентября). Напомним, исламовед Сулейманов осудил саратовских мусульман, заявивших о своей солидарности с "Братьями-мусульманами". Об этой акции сообщило ДУМ Саратовской области, которой руководит муфтий Мукаддас Бибарсов. Этой весной, в мае, эксперт, комментируя в программе "Время" на Первом канале информацию о ваххабитских центрах в стране, упомянул Саратовскую область. По его мнению, в регионе созданы условия для формирования социальной базы радикального ислама. После этого руководитель пресс-службы ДУМ Саратовского региона Ахмед-хаджи Махметов обратился в правоохранительные органы - проверить телесюжет и комментарий на наличие экстремизма и признаков разжигания межконфессиональной розни.

Вот несколько тем, поднятых саратовскими интернет-пользователями.

Александр (Саратов): Раис Равкатович, давно интересуюсь Вашей работой и потому у меня несколько вопросов к Вам: 1. Вы свободно рассуждаете о деятельности Саратовского ДУМ, но, в Саратове Вы бываете редко. Откуда черпаете информацию о саратовском ДУМ? Только из СМИ и Интернета? 2. Существует ли в ПФО и в Саратовской области какие либо противоречия между шиитами и суннитами? Может ли быть разделение на суннитские и шиитские мечети в ПФО и Саратовской области? и чем это грозит? 3. В СМИ иногда появляются сообщения о том, что выходцы из стран Закавказья и республик Северного Кавказа стараются либо составить большинство прихожан в мечети, либо стараются ходить в другую мечеть. Правда ли это? Может ли это быть связано с различием в мазхабах? 4. Вы неоднократно упоминали о съезде организации Таблиги Джамаат в Саратове в 2009 году. Можете подробнее рассказать об этом событии? Действует ли эта организация или ее отдельные члены в области в настоящее время? Могут ли в Саратовской области действовать другие радикальные организации? Если да, то каким образом?

Сулейманов: Информация берется как за счет мониторинга Интернета, так из оперативных источников, своих информаторов, называть которых я не стану. Пока противоречий в суннитско-шиитской плоскости в Приволжском федеральном округе не имеется. На территории Самарской области имеется шиитская мечеть, прихожанами которой являются в большинстве своем азербайджанцы. В Татарстане в 2007 году иранское консульство выступало с идеей строительства шиитской мечети, однако это не нашло поддержки и понимания ни у религиозных кругов, ни у светских властей Татарстана, посчитавших, что появление отдельной шиитской мечети усилит религиозное влияние Тегерана в республике. Шииты посещают те же мечети, что и сунниты. Иногда они могут арендовать часть мечети или просто зал в каком-либо помещении (гостинице, например) для проведения религиозных мероприятий (траур в день Ашура). Полагаю, что не стоит идти по пути сегрегации и создания отдельных шиитских мечетей.

Сознательно выходцы с Кавказа не ставят перед собой задачу стать большинством в той или иной мечети, сделать ее сугубо "своей", "кавказской". Обычно это происходит спонтанно: близость с местом проживания или работы, наличие единственной мечети в районе или городе. Другое дело, когда с их стороны начинают звучать призывы к духовному доминированию в той или иной мечети, то тогда конфликты возникают, что приводит нередко к тому, что татары уходят из таких мечетей, а оставшиеся "прогибаются" под приезжих единоверцев. Причина нередко кроется и в том, что наличие заметного числа не татар в мечетях Поволжья приводит к переходу проповедей на русский язык, что воспринимается татарами негативно. Многие из них считают нужным и важным сохранить татароязычность мечети, а когда от этого отказывается духовенство, то прихожане голосуют ногами.

Пакистанская секта "Джамаат Таблиг" ("Общество призыва") развернула свою миссионерскую работу с 1990-х годов. Вы их иногда можете увидеть по характерному для них дресс-коду: длинные до колен рубашки у мужчин, шальвар-камиз. Таблиговцы выступают в роли вербовщиков для террористических организаций, сами предпочитая маскироваться под миссионеров, агитирующих придти в мечеть. Их методика многим может напомнить работу "Свидетелей Иеговы" с той лишь разницей, что внешний вид последних более располагает к доверию у светских граждан.

Первые эмиссары таблиговцев избрали Саратовскую область не случайно для своей штаб-квартиры: либеральное, толерантное отношение к ним со стороны муфтия Мукаддаса Бибарсова давала возможность использовать это для легитимизации своей миссионерской работой. Итогом такого необдуманного подхода к "волкам в овечьей шкуре" стало проведение съезда таблиговцев в Саратове. Правы те, кто говорит, что "Джамаат Таблиг" Верховным судом России был признан экстремистской организацией в 2009 году, но после съезда в Саратове, т.е. экстремистами на момент курултая их не объявили, однако Бибарсов не стал поддерживать решение судебных органов, а всячески пытался защитить таблиговцев, найти им смягчающие объяснения, оправдать их. Не осудил он их вербовочную деятельность и после обнародования решения суда. И сейчас мы этого тоже не слышим. Но не только таблиговцы являются радикальным течением ислама в Саратовской области. Ваххабиты и хизб-ут-тахрировцы тоже в ней присутствуют. Увы.

Андрей (Саратов): Уважаемый Раис. Если не считать каких-то криминальных разборок, то взаимоотношения между мусульманами и не мусульманами на территории Саратовской области складываются вполне себе нормально. Я считаю, что во многом это заслуга господина Бибарсова. Что стоит за вашими постоянными "наездами" на уважаемого муфтия? Это такой самопиар? Вас не смущает реноме провокатора, каковым вас некоторые люди считают?

Сулейманов: Здесь заслуга не Бибарсова, а населения Саратовской области: русские, татары, казахи всегда жили мирно веками. Татары, исповедующие традиционный для них ислам ханафитского мазхаба, всегда очень уважительно относились к соседям, друзьям и родственникам из числа православных. Не стоит приписывать это в бонус саратовскому муфтию. И странно, Андрей, от Вас слышать упреки о самопиаре: не я же выступаю в роли адвоката радикал-исламизма, пытаясь его обелить и оправдать.

Георгий (Саратов): Почему некоторые мусульмане такие агрессивные? Например в православии сейчас нет аналогов Алькаиды. А в мусульманской религии есть. Как Вы думаете, почему некоторые люди в современном обществе выбрали именно мусульманскую религию для прикрытия своей террористической, античеловеческой, деятельности? Ведь любая религия учит миру и добру, помощи ближнему, в том числе и ислам...

Сулейманов: Этот вопрос я сам иногда себе задаю. Видимо, среди части мусульман нет инстинкта противодействия манипуляции собой, от чего они так легко и ведутся. Сказывается тут и эффект возраста исламской цивилизации: она сейчас насчитывает всего 15 веков и на фоне других авраамических религий она - молодая религия. А молодежь всегда легче использовать для провокаций. Печально, что порой из-за некоторых мусульман, подвергшихся обработке идеями ваххабизма, страдают остальные мусульмане, поскольку сторонний наблюдатель не всегда может отличить одних от других.

Да и сами мусульмане зачастую допускают ошибку: они первыми должны выявлять из своей среды провокаторов, экстремистов, громко об этом говорить, противостоять им публично, а не пытаться их прикрыть, не оправдывать, не искать их поведению смягчающие объяснения, не начинать автоматически обвинять окружающее население в исламофобии. Чаще всего именно последнее мы видим: справедливые и уместные упреки в адрес ваххабитов со стороны немусульман и мусульман вроде меня оборачиваются голословными обвинениями в разжигании ненависти к исламу и нетолерантности. Мусульмане должны понимать, что они меньшинство как в России, так и во всем мире, и это значит у нас есть всегда потребность в выстраивании своих отношений к большинству в уважении.

Магомед (Саратов): Здравствуйте! Я уроженец Дагестана, живу в Саратове около 30 лет. Знаком с Вашей позицией по отношению к Саратовскому муфтию и к уроженцам Кавказа и вижу в ней полное противоречие с существующим положением вещей в нашем городе. Прошу Вас объяснить в таком случае следующие вещи. Мавлид, который проводится в Саратове, организовывается на самом высоком уровне, а посетители полностью забивают зал. Вы же говорите, что ваххабиты не проводят мавлиды.

Говорилось, что вахабиты отрицают мазхабы, но в мечетях и обряды, и учёба идут по ханафитскому мазхабу. Говорилось, что Мукаддас-хазрат ведёт антигосударственную политику, но как объяснить, что почти на всех проповедях муфтий говорит о необходимости следования российским законам. Проводит прогосударственные и патриотические акции, выпускает футболки для детей с надписью "Россия" и так далее. Говорилось, что Мукаддас-хазрат не разрешает ездить в Булгар, но мы постоянно читаем, что он там бывает и, более того, отсюда организуются автобусы.

И много чего ещё. Говорилось, что ваххабиты отлучают от Ислама без особых оснований, но в Саратове и близко нет таких процессов. Говорилось, что из-за Бибарсова и кавказцев татары уходят из мечетей, но это вообще неправда. Татар традиционно большинство, и часть проповеди ведётся на татарском языке. Ваши же утверждения сеют очень большую смуту среди людей. Таким образом, объясните, на чём вообще основываются Ваши утверждения, что в Саратове процветает ваххабизм?

Сулейманов: С ноября 2003 года в Саратове функционирует медресе "Шейх Саид" (регистрацию оно получило только в 2006 году). Финансирование строительства медресе велось на деньги саудовцев Абдулы Мухсина бин Саида и министра финансово ваххабитского Королевства Саудовской Аравии Саида ибн Саида, в честь которого и назвали это медресе. Магомеду я очень советую внимательно изучить курируемый Бибарсовым сайт "Ансар.ру", которому он и высказывал свое отношение к посещению древней столицы Волжской Булгарии.

Вот и получалась странная картина, когда Мукаддас Аббасович говорит, как обычно вещают ваххабиты, что вроде как посещать Болгар - это не есть хорошо по исламу, а сам при этом посещает. Видимо, приходится переступить через себя: как никак, но для татар ежегодное религиозное собрание в Болгаре стало традицией. Давайте с Вами дальше посмотрим, Магомед. Как быть с тем, что в рядах возглавляемой Бибарсовым организации "Российское исламское наследие", состоял террорист Руслан Нахушев, участвовавший в нападении боевиков в 2005 году на Нальчик? Вы ведь можете спросить об этом террористе у Бибарсова: Мукаддас-хазрат, ну, действительно, почему в создаваемых Вами организациях состоят террористы? Почему Вы стали осуждать антиваххабитскую политику муфтия Татарстана Ильдуса Файзова в 2012 году, причем после того, как против него был совершен теракт?

Задайте ему эти вопросы и посмотрите в его глаза, не забыв спросить про отца Аббаса Бибарсова, перед смертью очень нелестно характеризовавшего своего сына. И какой пример своим поведением для молодых он может дать, будучи двоеженцем? А то, что сейчас пошла практика отмечания Мавлида (день рождения пророка Мухаммеда - прим. ИА REGNUM), демонстративно стали говорить о поддержке традиционного для татар ханафитского мазхаба, ну так люди иногда мимикрируют, надевают маски, подстраиваются под общий фон, но в душе продолжают оставаться друзьями террористов. Криптоваххабизм - явление распространенное сейчас в Поволжье. И Вам, Магомед, не кажется, что как-то странно ношение патриотических футболок "Россия" прихожанами Саратовской соборной мечети соотносится с прикреплением стикеров "Рабиа аль-Адавиа" в знак солидарности с террористической организацией "Братья-мусульмане", правление которой стало самым кровавым для египетских христиан?

Не стоит мне приписывать и уж тем более извращенно интерпретировать мои суждения о взаимоотношениях между кавказцами и татарами Саратовской области. Но думаю, что жители Пугачева не знают, кто убивал татарского десантника Руслана Маржанова, как знаете это прекрасно и Вы. И татары Саратовской области знают, помнят и никогда об этом не забудут.

Тимур (Саратов): Как складываются ваши отношения со спецслужбами РФ? И почему они вам объявили предупреждение за ваши высказывания по подполью Татарстана?С чем это связано? Хотелось бы чтоб вы прояснили данную ситуацию!

Сулейманов: Мои отношения со спецслужбами России складываются конструктивно. Печально, что иногда некоторые чиновники начинают их использовать как инструмент для торможения или прекращения научно-исследовательской работы экспертов. Силовики не привыкли работать в публичном информационном пространстве, сведения они предоставляют крайне скупо, зачастую с большим опозданием. Отсюда и возникают порой обиды от того, что им потом приходится корректировать свою информацию, исходя из того, что уже было сказано. Вот поэтому иногда и происходят трения. Но это все в рабочем порядке решается.

Ольга: Простой вопрос к ученому: как Вы относитесь к тому, что вам задают злобные и порой оскорбительные вопросы (их нетрудно вычленить из числа остальных конструктивных вопросов) ваххабитствующие читатели? Похоже, что Вы разворошили осиное гнездо.

Сулейманов: Отношусь к этому спокойно, давно привык к подобной агрессии со стороны радикал-исламистов.

Магомед (Саратов): По сообщению ряда информационных ресурсов Вам за "действия подпадающие под установленное законодательством определение экстремизма, прокуратура Республики Татарстан объявила предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности". Утверждается, что "В ходе проверки публикаций Сулейманова установлена их голословность, оперирование заведомо недостоверными сведениями, отсутствие обоснования выдвигаемых предположений о развитии ваххабизма в республике какими-либо фактами либо придание преувеличенного значения отдельным фактам проявления экстремизма".

Более того, пишется, что "На заданные по существу его статей вопросы Сулейманов пояснил, что ответственность перед руководством Российского института стратегических исследований за обоснованность и достоверность изложенных в публикациях сведений для него не установлена. Кроме того, какое-либо дополнительное обучение, в том числе по проведению экспертной оценки внутриполитической, внешнеполитической, этнорелигиозной ситуации, по результатам которого возможно получить статус эксперта, Сулейманов не проходил. Излагаемые в средствах массовой информации сведения и выводы основаны на данных, размещенных в интернете, а также полученных от знакомых, назвать которых Сулейманов отказался". Прокомментируйте, пожалуйста.

Сулейманов: Выводы прокуратуры Татарстана о том, что мои публикации содержат информацию, которая "заведомо недостоверна и заведомо провоцирует", и что они "могут возбудить межнациональную и межрелигиозную рознь" - со слов помощника прокурора Татарстана Сайяра Зиятдинова были сделаны после проверки, в том числе опроса жителей деревень Шумково в Рыбнослободском районе и Курманаево в Нурлатском районе. Это было сделано для того, чтобы проверить достоверность моих публикаций, в которых я (основываясь на словах местных жителей) рассказываю об экспансии в эти сёла среднеазиатских мигрантов с их нетрадиционными для Татарстана течениями ислама. Со слов помощника прокурора, в ходе проверки эти опрошенные мною граждане заявили, что ничего подобного мне не рассказывали.

Как рассказал представителям СМИ Сайяр Зиятдинов, "был один или несколько эпизодов, которые действительно вызвали их негодование: что таджики собирались строить в их деревне собственную мечеть". По его словам, "сексуальные домогательства со стороны мигрантов и заявления типа "мы вас перережем, здесь будет Таджикистан" - это все не подтвердилось". Между тем, о предстоящем приезде проверяющих из прокуратуры были заранее осведомлены власти района, которые собрали местных жителей и провели "профилактическую работу" с ними, и те просто испугались подтвердить свои слова.

В результате мне были предъявлены претензии такого характера: вы, мол, пишете, что там поселилось 5 таджикских семей, а их 4 - значит, вы преувеличиваете масштаб проблемы. Между тем, сам глава Татарстана Рустам Минниханов публично признал, что огромная у нас проблема с мигрантами, которые привезли сюда экстремистские настроения. Глава республики признал проблему мигрантов, он говорил об этом, а получается, что я как человек, который поднял эту проблему, теперь виноват во всем этом.

Также в ходе беседы с Сайяром Зиятдиновым, предшествовавшей вынесению прокурорского предостережения, мне задавался вопрос: "Вы много писали о наличии в Татарстане военного лагеря ваххабитов, на основании чего вы делаете такой вывод?". Я отвечал: выложенные в Интернете видео "моджахедов Татарстана" ведь не в городском парке сняты". Напомнил я и о том, что про то, как в Нурлатском районе Татарстана в лесу обнаружили лагерь радикал-исламистов, писал в своей книге и экс-глава полиции Татарстана Асгат Сафаров. На это Зиятдинов сказал, что якобы проверка прокуратуры показала: нет никакого лагеря. Видимо, он хотел сказать: если бы лагерь был, то мы его сразу же нашли бы.

Еще одним основанием для прокурорского предостережения стала примененная мною формулировка "ваххабитский холдинг", подразумевающая, что неприкосновенность экстремистам обеспечивают их связи в высшем эшелоне татарстанской власти. "Под холдингом он имел в виду следующее, - уточнил Зиятдинов для СМИ. - Ваххабистское бандподполье, которое якобы действует в Татарстане, существует на деньги отдельных предпринимателей, а гарантии неприкосновенности обеспечивает связь с высшим руководством республики. Так вот, в предостережении, в частности, говорится, что под понятие экстремистской деятельности подпадает, в том числе обвинение руководителей органов государственной власти в экстремистской деятельности".

Зиятдинов меня спросил: "Откуда вы взяли, что им покровительствует кто-то из руководителей республики?". "А вы, - ответил я - не скажете ли мне, в каком состоянии дело ваххабита Рамиля Юнусова (бывшего имама мечети Кул-Шариф) о поддельном дипломе?". А я знаю, что оно просто уничтожено. Зиятдинов же в ответ молчал и улыбался. Факт специфического внимания прокуратуры к моим исследованиям я вынужден оценивать как вероятное свидетельство того, что надзирающий орган борется не с экстремистами, а с теми - кто бьёт в набат, кто сообщает об экстремизме. Видимо, в борьбе с реальными экстремистами представителя данного правоохранительного органа просто нечем похвастаться.

Я подозреваю, что определенная группа чиновников, отвечающих за внутреннюю политику в Татарстане, спустила поручение по поводу меня прокуратуре с тем, чтобы бороться не с проблемой, а с тем, кто освещает эту проблему. По всей видимости, эта группа стремится создавать и поддерживать положительный образ Татарстана, поэтому с их точки зрения все, кто говорит, что в республике есть какие-то недостатки, и есть экстремисты, при этом на деятельность реальных экстремистов им наплевать.

Вынося мне предостережение, сотрудники ведомства, скорее всего, просто демонстрирует свое "рвение" перед вышестоящими чиновниками, явно недовольными тем, что проблема этнорелигиозных отношений становится объектом широкого общественного внимания и обсуждения. Им гораздо проще "заткнуть" меня, заставить прекратить исследовательскую деятельность. Но моя научно-исследовательская работа будет продолжена.