9 августа 2013 года англоязычный глобальный еженедельник Economist опубликовал статью под заголовком "Грузинская экономика: слишком много неопределенностей". Как видим, публикация посвящена экономике Грузии, что не совсем обычно для этого издания. Во-первых, из-за того, что в разделе "Восточная Европа" информационного ресурса Economist по Грузии публикуются, как правило, материалы, освещающие внутриполитическое положение в этой стране или отношения Грузии с Россией. И, во-вторых, рассматриваемый материал в Economist вышел ровно на пятилетие войны 08.08.08. Далее мы даем достаточно полный пересказ этой примечательной именно в политическом смысле статьи.

***

31 июля этого года спикер грузинского парламента Давид Усупашвили предположил, что злоупотребления политической властью вредят экономике. Это демонстрирует текущая статистика состояния грузинской экономики. По предварительным данным, ВВП Грузии сократился на 0,8% в июне этого года, после роста на 0,2% в мае. В целом, грузинская экономика выросла лишь на 1,8% в первой половине 2013 года. Economist полагает, что для страны, которая демонстрировала в 2012 году рост в 6,1% и 7,2% годом ранее, это не очень хорошая новость.

Неофициальные данные свидетельствуют и о том, что инвесторы испытывают опасения относительно неопределенностей, создаваемых политическими изменениями в Грузии. Еще МВФ указал на замедление темпов роста в Грузии, которое началось в середине 2012 года, когда в стране полным ходом шла очередная кампания по выборам в парламент. Однако это явление было отмечено не только в Грузии. По сообщению председателя Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), другие страны региона дали еще более худшие показатели, чем Грузия. В 2012 году прямые иностранные инвестиции в экономику Грузии сократились на 23%, но в целом по региону сокращения составили 28%. Очевидно, что мировая рецессия стала основной причиной замедления роста экономики стран Закавказья. Тем не менее, существующая неуверенность инвесторов только усугубляет положение. Состоящая в настоящее время в оппозиции в Грузии партия Единое национальное движение (ЕНД) объявляет прежний экономический рост в Грузии результатом своей политической и экономической деятельности. Неолиберальные реформы, проведенные после "революции роз" в 2003 году, привели к росту ВВП в среднем на 6,1% в период с 2004 по 2012 годы. В результате Грузия в рейтинге простора для деловой активности Всемирного банка получила девятое место. По сравнению с годами коррупции и экономической стагнации эпохи Шеварднадзе, это было впечатляющим достижением.

Но, как оказалось, это только часть истории. На самом деле, как следует из недавно опубликованного исследования Кристиана Тимма, ЕНД заменил формальные способы вмешательства в экономику неформальными. Они выразились в принуждении бизнеса к пожертвованиям в пользу государства, в давлении на бизнес с целью принуждения его продажи "друзьям правительства". Подобная деятельность имела цель увеличить мощь ЕНД. Принуждение к банкротству в результате чрезмерных налоговых претензий, ограничение доступа к рынкам, ресурсам и государственным контрактам, возможно, стали другими способами, но идущими в том же направлении. Слабая антимонопольная защита сокращала количество предприятий, с которыми ЕНД приходилось иметь дело, что облегчало возможность для вознаграждения "друзей".

Кроме того, Тимм утверждает, что "либеральная модель" экономики Грузии не восстановилась после короткой войны между Грузией и Россией августа 2008 года и финансового кризиса 2009 года. На фоне бегства инвесторов прежнее правительство отказалось от восстановления либеральных методов управления экономикой. Были созданы новые механизмы, такие, как Грузинская сельскохозяйственная корпорация и Фонд партнерства. Они позволяют направить потоки инвестиций в области потенциального роста, такие, как сельское хозяйство, энергетика и туризм. Формально регуляторы экономики в Грузии остаются принципиально либеральными, но, фактически, государство взяло на себя бóльшую роль в направлении развития. Новое правительство Грузии разбирается с либеральным наследием по двум направлениям. С одной стороны, оно пообещалo "освободить" бизнес. Многие его действия достойны похвалы, такие, как новый закон о конкуренции. Но решение конкретных проблем пошло по другому направлению. Приостановка ряда инфраструктурных проектов из-за расследования обвинений в коррупции и ужесточение правил государственных закупок прошли на фоне снижения экономического роста.

С другой стороны, новое правительство расширяет и дальше участие государства в экономике. Среди его планов - открытие центров занятости по всей стране. Социальные расходы в Грузии существенно увеличились. Текущие субсидии фермерам имеют своей целью повысить сельскохозяйственное производство. Поддерживаемые правительством инвестиционные фонды пытаются увеличить иностранные инвестиции.

Тем не менее, неопределенность в отношении экономической политики в Грузии очевидна. Неизвестны подробности того, как инвестиционные фонды будут работать. Остается неясным, каким образом правительство будет решать имущественные споры, созданные ЕНД. Кроме того, процесс реформирования трудового кодекса носит двойственный характер для бизнес сообщества Грузии. Временный запрет на покупку земли иностранцами ставит вопрос о степени открытости и привлекательности для инвесторов экономики Грузии в рейтинге Всемирного банка.

На фоне высоких ожиданий от экономических изменений опросы общественного мнения в Грузии демонстрируют, что именно рабочие места все еще остаются основной проблемой для рядовых грузин. Безработица в Грузии остается неизменно высокой. Последние сокращения роста в прогнозах МВФ и ЕБРР до 3% и 4% еще не означают, что экономика Грузии находится на грани краха, о чем постоянно заявляет лидер ЕНД президент Грузии Михаил Саакашвили. Но после президентских выборов, которые пройдут в Грузии 27 октября 2013 года, споры о направлении развитии экономики будут продолжаться.

* * *

Итак, влиятельный политический еженедельник Economist на годовщину пятилетия войны 08.08.08 потребовал не идеализировать "либеральную модель" президента Саакашвили. На самом деле параллельно ей в политической и экономической сферах Грузии развивались вовсе не либеральные процессы. Economist признает, что новая экономическая политика в Грузии, олицетворяемая именем премьера Бидзины Иванишвили, в значительной степени имеет вынужденный характер. О персональной судьбе нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили после октябрьских выборов 2013 года в свете своих "открытий" Economist предпочитает умалчивать.