Убийство псковского священника отца Павла Адельгейма, совершенное душевнобольным 5 августа, стало самой обсуждаемой темой Рунета. Сквозь скорбь, которую высказывает большинство блогеров, звучат и высказывания о том, что убийство священника - не более, чем попытка Русской православной церкви избавиться от инакомыслящего. Подробнее - в обзоре ИА REGNUM.

"Этот Человек был совестью церкви", - пишет один из участников форума на странице "Эха Москвы". Это мнение поддержано абсолютным большинством блогеров Рунета: об отце Павле вспоминают как о "настоящем святом", "одном из последних оставшихся на Земле служителей Божиих", "хорошем человеке с открытой и светлой Душой". "Можно смело сказать - псковская земля осиротела! Вечная память о. Павлу. святой был человек", - отмечается в Живом Журнале "Псковские квадратные новости". Сообщается, что Павел Адельгейм был не только священнослужителем, но и активным блогером, в частности, выступал против преследования девушек из группы Pussy Riot.

В обозначении причин трагедии мнения блогеров разделились. Часть пользователей сети Интернет уверены в том, что убийство отца Павла - не более, чем трагическая случайность: приютив у себя душевнобольного, священник был убит им в порыве безумия. "Убил зомбированый", "психически больных должны лечить врачи, а не священники", - пишут блогеры.

Однако немало и тех, кто за преступлением усматривает "месть системы". "Дурачка одурманили чтобы он убил его... наука всем кто критикует РПЦ", - пишет один из пользователей ЖЖ. "Такая судьба постигает каждого, кто хочет победить [...], оставаясь внутри системы, при этом продолжая активно бороться за правду", - поддерживает другой. Блогеры видят в убийстве "КГБэшные технологии в действии" и отмечают: отец Павел "много лет выступал против утверждения в РПЦ "вертикали власти"". Пользователи сети приводят аналогию с убийством отца Александра Меня, совершенным в 1990 году и до сих пор не раскрытом. "Первая мысль - воспоминание об о. Александре, вторая, что отношения в РПЦ выясняют гораздо жёстче, чем в политике", - говорится в одном из сообщений.

Диакон Андрей Кураев в своем ЖЖ пишет: "он не искал специально поводов для критики и конфликта. У него не было аксиомы предустановленной неправоты церковной власти. У него была одна тема - тема удушения общинно-приходской жизни. И в этом он был вполне каноничен".

Павел Адельгейм - это "последний свободный священник Московской Патриархии", - отмечает диакон Андрей Кураев и поясняет: "Вы знаете еще священников МП, которые могут не анонимно и публично сказать "Владыка, вы неправы!"? В обсуждениях в соцсетях высказывается мнение о том, что отца Павла Адельгейма могут причислить к лику святых.

Павел Анатольевич Адельгейм родился августа 1938 в Ростове-на-Дону. Его отец и мать были репрессированы. В 1956 году поступил в Киевскую Духовную семинарию, откуда был исключён, по некоторым данным, по политическим мотивам. В 1964 году, по окончании Московской Духовной академии, назначен священником в город Каган Узбекской ССР. В 1969 году арестован за распространение религиозного самиздата. В 1970 году был осуждён на 3 года лагерей по обвинению за "клевету на советский строй". В 1971 году потерял правую ногу. После освобождения в 1972 году служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года - клирик Псковской епархии. В последнее время служил священником в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) на Мироносицком кладбище. Являлся членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института. Был женат, имел троих детей, шесть внуков.