"Грузинская общественность уже начинает думать, что "Грузинская мечта" не может восстановить справедливость. Я тоже согласен с этим мнением, так как ожидал от Иванишвили (Бидзина Иванишвили, премьер-министр Грузии - ред.) большего", - заявил газете "Асавал дасавали" экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе.

Говоря о "восстановлении справедливости", Шеварднадзе, в первую очередь, имел в виду, что представители бывшей правящей силы, партии "Единое национальное движение", да и в целом политэлиты периода безраздельного властвования президента Михаила Саакашвили, должны полностью сойти с политической арены страны. И при этом - понести наказание за свои деяния. Известно, что новая власть в указанном направлении еще недавно действовала достаточно активно - настолько, что аресты ряда видных представителей прежнего истеблишмента породили вопросы на Западе, где говорят о "политически мотивированных арестах" и наличии в Грузии "политзаключенных". Однако очень вероятно, что именно данное обстоятельство заставляет Иванишвили, постоянно заявляющего о евроатлантическом выборе страны, действовать с оглядкой на Брюссель и Вашингтон. Это и вызывает недовольство значительной части граждан, мнение которых, фактически, озвучил Шеварднадзе.

Экс-президент считает, что представители бывшей правящей силы всячески пытаются дискредитировать новые власти, однако адекватного ответа не встречают. Именно поэтому, полагает Шеварднадзе, если глава правительства не приступит к активным действиям, он может разделить судьбу Михаила Саакашвили. Во всяком случае, "если власть не сможет восстановить справедливость, это сделает сам народ".

В данном контексте наиболее активно муссируются слухи о возможном освобождении под залог одного из близких сподвижников президента Саакашвили, экс-министра внутренних дел и обороны Бачо Ахалая. В должности главы МВД Ахалая самыми жестокими способами боролся не только с местным криминалитетом, но и с противниками режима Саакашвили. Омбудсмен Созар Субари назвал его "преступником", против которого должно быть начато уголовное преследование по фактам пыток в тюрьмах и целому "букету" других нарушений закона. А выдвижение Ахалая на должность главы оборонного ведомства многие расценили как шаг к созданию в стране полицейского государства.

По мнению Шеварднадзе, выход Ахалая под залог переполнит чашу общественного терпения. Поэтому премьер Иванишвили, который пока еще располагает народной поддержкой и контролирует парламентское большинство, должен "приступить к конкретным действиям", сказал экс-президент.

Проблема, однако, в том, что сам Бидзина Иванишвили, насколько можно судить, вовсе не собирается испытывать пределы народного терпения. В своей летней резиденции в черноморском курортном поселке Уреки он дал интервью EUobserver, в котором в очередной раз повторил, что еще до наступления 2014 года намерен покинуть должность главы правительства и вернуться в неправительственный сектор. Такой шаг поможет реализации его "генерального плана": очистить Грузию от "элитарной коррупции", создать хорошие школы, больницы и дороги, привлечь иностранных инвесторов и туристов. Не совсем, впрочем, понятно, что мешает Бидзине Иванишвили делать всё это, находясь во главе правительства.

Следует напомнить, что о своем уходе из правительства (но не из политики) премьер-министр Грузии говорит не в первый раз. Местные СМИ напоминают в этой связи, что немногим более месяца назад в интервью эстонскому изданию Postimees Иванишвили, делясь своими намерениями покинуть премьерский пост после президентских выборов, запланированных на 27 октября нынешнего года, выразил убеждение, что после этого срока правительству уже не будет требоваться его помощь. Высказываний аналогичного характера им и ранее было сделано немало.

Трудно судить, что на самом деле имеется в виду. Не исключено, что за всем этим скрывается обычное "политическое кокетство": Иванишвили, возможно, надеется, что широкие слои общественности начнут уговаривать его не оставлять премьерский пост. Такое развитие событий, безусловно, развязало бы руки главе правительства, и не только в вопросе проведения тех или иных новаций. Главным результатом стало бы повышение его поблекшего имиджа в глазах Запада. Однако не исключено также, что Бидзина Иванишвили всерьёз взвешивает возможность в той или иной степени дистанцироваться от исполнительной власти.

Во-первых, причиной этому действительно может быть определенное разочарование в деятельности "Грузинской мечты", которое подметил опытный Шеварднадзе. И, конечно же, в таком случае Иванишвили хотел бы уйти на пике своей популярности, не дожидаясь опасности "разделить судьбу" Михаила Саакашвили. Во-вторых, нет сомнений, что будущий год станет весьма нелегким периодом для внешнеполитической повестки Грузии.

Как известно, страна станет одним из основных транзитных маршрутов для вывода войск западной коалиции из Афганистана. Подразделения НАТО будут перебрасываться через порт Поти на побережье Черного моря, а также по строящейся железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс (Турция). Как уже отмечали эксперты ИА REGNUM, по факту это будет означать, что даже если Грузия не войдет в НАТО, то НАТО само войдет в Грузию. А, как известно, Североатлантический альянс крайне неохотно уходит (если вообще уходит) из регионов, куда однажды уже ступил ботинок натовского солдата. И совсем не исключено, что Бидзина Иванишвили, хорошо понимая, какие разнообразные коллизии это сулит Грузии, не стремится стоять слишком близко к сложным переменам, которые затронут не только его страну, но и весь регион Закавказья.

Анна Леванишвили, Тбилиси