Решение комитетов по разведке Палаты представителей и Сената США по блокировке военной помощи повстанцам Сирии не подразумевает существенного сокращения роли Запада в сирийском конфликте. Причина очень проста - участие Запада и без того было минимальным. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт-востоковед российского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. По его словам, в течение последних полутора лет Запад всеми силами старался отстраниться от этого конфликта, и это было очевидным.

"Основными двигателями развития сирийского сценария были Катар, Саудовская Аравия и Турция. Участие стран ЕС и США было минимальным, они заняли довольно специфическую позицию. В принципе, западные союзники были не прочь "разделаться" с президентом Башаром Асадом, но издержки для них оказались слишком велики: в Сирии нечем поживиться - газа и нефти там незначительно, а сама страна является, по сути, гнездом межэтнических и межконфессиональных проблем, которые служат источником неиссякаемой головной боли. Сирия - это не Ирак, где можно разделить, хоть и с большим трудом, курдов, шиитов и суннитов. В Сирии это невозможно, страна поделена на две части с неописуемым "миксом" в каждой из них. Более развитый запад, поддерживающий Башара Асада, сегодня одерживает верх над консервативным востоком. Вдобавок в Вашингтоне учли принципиальную позицию Израиля, который хоть и считает Асада врагом, но его потенциальных преемников воспринимает как угрозу в десятки раз хуже", - заметил эксперт.

Демиденко обратил внимание на довольно необычную ситуацию. По мнению востоковеда, у самого истока сирийского конфликта стояли монархии Персидского залива, которые всеми силами старались вовлечь в свою затею Запад. "Мир немного изменился, хоть нам и тяжело свыкнуться с мыслью об этом. Региональные державы, сильные финансово и экономически, сегодня способны проводить полностью самостоятельную политику, не считаясь с "вышестоящими инстанциями". Катар и Саудовская Аравия начинали сирийскую кампанию без санкции заокеанского патрона. Они хотели за уши притянуть Вашингтон к реализации своих планов, а американцы, в свою очередь, всячески этому сопротивлялись, не хотели ввязываться, хотя были вынуждены придерживаться определенной риторики: в Сирии диктатура, Асад - это ось зла... Эту американскую традицию заложили еще во времена президента Буша", - заметил собеседник. Фактически, согласился Демиденко, противостояние в Совете безопасности ООН между США с одной стороны и Россией с Китаем с другой - это американцы и русские расхлебывали кашу, которую наварили монархии Персидского залива.

Аналитик российского Института стратегических оценок и анализа отметил, что Доха и Эр-Рияд давно превратились из игроков местного пошиба в мировых акторов. "Саудовское лобби в Конгрессе США уступает разве что израильскому. Саудовская Аравия располагает серьезными рычагами влияния на Вашингтон и проводимую им политику. Теперь они могут просто давить на США. Катар - государство, которое инвестирует невообразимые средства в Европе, например, в Великобританию, которая является одним из крупнейших потребителей катарского сжиженного газа. После нее идут Франция, Испания, Бельгия. Катарский газ скоро окажется по ту сторону Атлантики, а в Техасе катарцы с американцами уже строят терминал по сжижению природного газа. Катарская финансово-политическая элита сегодня как факт является частью элиты мировой.

Возвращаясь непосредственно к сирийскому конфликту, Сергей Демиденко отметил, что недавний уход главы Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС), приход Ахмада Джарбы и его переориентация в сторону стран Персидского залива - не структурное изменение в составе участников и спонсоров конфликта, а расстановка точек над "i". "На протяжении последних двух лет Катар и Саудовская Аравия старались действовать чужими руками. С самого начала архитектором и реставратором сирийского сценария выступала Доха - тут вам и требование создать бесполетную зону на сирийской границе, и идея о начале наземной операции, и попытки натравить на Сирию арабский мир... Но эти планы не удались, и сегодня главные кукловоды вынуждены выйти из тени и взяться за ниточки уже лично", - подчеркнул он.

Что касается Турции - одного из основных союзников США в регионе и партнера Штатов по НАТО, - Демиденко уверен, что Анкара просто просчиталась в своих расчетах. "У Турции большие региональные амбиции. Получивший известность турецкий политический слоган "ноль проблем с соседями", сформированный ныне главой МИД этой страны Ахметом Давутоглу, имеет свое продолжение, суть которого заключается в следующем: все, что происходит на границах с Турцией, ей интересно и является потенциальным объектом для вмешательства. В рамках этой логики турки решили вмешаться и сделали ставку на те силы, которые, по их мнению, взяли бы в руки контроль в Сирии. Они рассчитывали, что Асад будет быстро смят, но он устоял. Это было банальной геополитической амбицией, в результате чего Турция оказалась в положении ищущего выход. Она стремится сохранить лицо", - подчеркнул востоковед.

Что касается прогноза по развитию сирийского сценария, Сергей Демиденко отметил, что если не произойдет никаких кардинальных изменений, то Асад одержит верх. "Понятно, что в Сирии идет война до победного конца, смертельный бой. Сейчас в войне наметился коренной перелом, обусловленный падением стратегической твердыни боевиков - Эль-Кусейра. Правительственные силы после зачистки Алеппо двинутся дальше на восток. Саудовская Аравия и Катар, в свою очередь, подбрасывают последние стопки в горнило сирийского конфликта. Хотя антиасадовские силы примерно наполовину состоят из реальных сирийцев, вторая половина является смесью из наемников, боевиков, террористов из разных стран - афганцы, иорданцы, саудовцы, ливанцы, алжирцы, иракцы и иже с ними. Они просто заканчиваются, физически. Кроме того, Асада прямо и открыто поддерживают Иран и ливанская "Хезболла". Таким образом, перевес в пользу Асада продолжает расти, и именно этим обстоятельством обусловлен выход Саудовской Аравии и Катара из-за ширмы", - полагает Демиденко.

При этом эксперт воздержался от заведомых оптимистических оценок, отметив, что бурлящий сирийский котел в высокой степени непредсказуем. "В принципе, самое плохое, что может случиться, так это если Асада убьют. Устроят теракт, скажем, проведут операцию. Но, с другой стороны, на арене борьбы за Асада играет Тегеран. Уверен, им предприняты меры по ограждению сирийского лидера от подобного развития событий", - резюмировал эксперт.