Президент Армении о коррупции: "Мы не можем, как раньше, держать все под замком"
Армения, 29 июня, 2013, 22:59 — ИА Регнум. Президент Армении Серж Саргсян провел 29 июня обсуждение по вопросам эффективного управления бюджетными средствами и уменьшению коррупционных рисков. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе главы армянского государства, во встрече приняли участие премьер-министр Армении Тигран Саркисян, министр территориального управления Армен Геворкян, секретарь Совета нацбезопасности Артур Багдасарян, руководитель администрации президента Виген Саркисян, генпрокурор Агван Овсепян, директор Службы нацбезопасности Горик Акопян, начальник полиции Владимир Гаспарян, председатель Контрольной палаты Ишхан Закарян, члены кабинета министров и парламента.
По мнению главы государства, властям удалось усилить контроль, и сегодня никто не может спокойно заниматься махинациями, рассчитывая на то, что они не будут раскрыты. "Я считаю, что это крайне важное достижение. У нас есть также прогресс в вопросах регулирования и организации процесса закупок. Это реальность. Однако очевидно, что это только начало масштабного процесса. Да, всем нам известны основные схемы, которые работали на протяжении десятилетий. Мы видели много случаев, когда на объявленных ведомствами тендерах побеждают одни и те же организации и люди, которые стоят за этими организациями. Мы видели множество случаев, когда приобретенные в рамках государственных закупок товары и службы стоят дороже рыночной цены. Мы видели множество случаев, когда на тендерах побеждают организации и люди, которые не имеют отношения к этим сферам", - заявил Саргсян.
При этом, как он заметил, чаще всего документы в этих случаях составлены правильно, в соответствии с законом. "И зачастую, бывает сложно поймать таких людей за руку. Но мы точно знаем или хотя бы догадываемся, что данный случай именно таков. Хочу сказать следующее: правильное составление документов еще не является гарантией того, что процесс протекает справедливым, эффективным и приемлемым для государства путем. То есть, в таких случаях нам не всегда удается эффективно использовать государственные средства, тогда как обязаны делать это. У нас другого пути просто нет, и мы, конечно, должны увеличить наши усилия в этом направлении. Да, на этапе, когда государство громче всех заявляет о существующих недостатках, публично указывает на сферы риска, у общественности может сложиться впечатление, будто везде и все коррумпировано, коррупция растет, государственные средства повсеместно растрачиваются, особенно, когда нет недостатка в тех, кто прибегает к спекуляциям. Мы очень хорошо понимаем эту опасность, но это тот неизбежный путь, который приведет нас к желанному результату. Мы не можем, как раньше, держать все под замком, чтобы не создавалось впечатления о растущей коррупции, и при этом надеяться, что в какой-то период процессы войдут в нужное нам русло. Такого не бывает", - отметил президент.
Обращаясь к премьер-министру Тиграну Саркисяну, глава государства призвал в сжатые сроки заняться решением проблем, соблюдая принципы открытости и прозрачности. "Нам нечего бояться или беспокоиться по поводу тех или иных фактов. Эти задачи, будь они структурными, уголовными или любыми другими, должны быть решены, причем быстро. Есть проблемы, характер которых - организационный, уголовный, правительство или главы ведомств не могут определить? В темпе направляйте в соответствующие органы. Это будет вашим самым верным, самым лучшим ответом на звучащую критику. По моему мнению. Исследования Контрольной палаты предполагают обязательные решения. Они не для того, чтобы пропускать их мимо ушей, обсуждать в разных кругах, а предназначены для исправления ситуации. Хотя бы я думаю именно так. После наших предыдущих обсуждений мы следим за проводимыми работами, считаем важными шаги, которые должны вести нас к:
- ликвидации проблем, существующих в сфере электронных закупок. Мы договаривались о сроках, и прошу эти сроки четко сохранять
- получению отчетностей о закупках, их процессах, обнародованию в установленном порядке. И не нужно опасаться, что через день, два или три после обнародования местная пресса начинает писать, что 300 000 драмов потратили на угощение, 700 000 потратили и так далее. Если они тратятся в соответствии с нашими целями, согласно программе, тратятся честно, то чего нам бояться? Нужно призвать глав ведомств не занимать обиженные позы, не жаловаться, мол "приехала делегация, мы уложились в 1 млн. драмов, а они пишут, что потратили миллион...". Пишут? Пусть пишут. Если нет проблем, зачем нам принимать обиженную мину?
- координированной деятельности министерства финансов, центра содействия закупкам и заказчиков. Это чрезмерно важно. Эти три единицы должны всегда работать слаженно, должна быть видна роль координатора
- сокращения случаев закупок всеми организациями-заказчиками у одного лица. Но здесь я хочу дать некоторые объяснения, потому что замечаю явления, когда это наше требования пытаются использовать во зло, пытаются использовать как повод и твердить, что мы, поскольку ограничены в вопросе закупок из одного источника, вынужденно объявили тендер, на котором были вот такие-то предложения. Сказанное мной не касается тех случаев, когда в тендере участвует неограниченное количество поставщиков, цены на предлагаемые которыми услуги и товары явно превышают их реальную стоимость. Хочу привести конкретный пример, связанный с приобретением лекарств. Вся эта история с инсулином, когда мы годами приобретали инсулин по высоким ценам (если не ошибаюсь, около 4500 драмов за ампулу), и когда поняли, сделали попытку закупать из одного источника, появились люди, которые предложили товар дешевле. Источник предлагал товар вдвое дешевле, люди - на еще на 2-3 драма. То есть очевидно, что здесь имеют место махинации. Ни правительство, ни министр в таких случаях не должны подолгу размышлять, мол, завтра нас начнут критиковать, скажут, что вот этот дал на два драма меньше. Разве не ясно, почему этот дал на два драма меньше? Кто может подвергнуть критике того или иного министра, если он приобретает тот же товар вдвое дешевле?
- и, конечно, серьезному повышению уровня личной ответственности руководителя ведомства. И это должно быть не формальным. Мы не должны заниматься буквоедством, а должны правильно оценивать реальность. Для меня будет более приемлемо, если глава ведомства, соблюдая, конечно, качественные критерии, сократит цены на приобретаемые товары и услуги, чем тот министр, который будет руководствоваться буквой закона, но в результате мы будем иметь товары и услуги, приобретенные по непонятным ценам".
Обращаясь к роли Контрольной палаты (КП) Армении Серж Саргсян подчеркнул, что все ведомства страны должны ощущать "взор Контрольной палаты". "Все должны понимать, что совершенные ими сегодня преступления завтра обязательно будут раскрыты. Здесь не должно быть второго мнения", - подчеркнул президент, добавив, что КП должна вести объективную и принципиальную линию в любом случае. "Весьма важно, чтобы упущения были выявлены не через два-три года, а в процессе. Кроме того, так как мы работаем открыто, необходимо делать очень взвешенные заявления и оценки, чтобы не создавать иное восприятие в обществе. Функция КП заключается в выявлении проблем вместе со структурными, процедурными и человеческими факторами", - подчеркнул он.
Профессиональная структура, как заметил президент, должна только говорить о фактах, анализах, сделанных в результате конкретных, измеряемых исследований. Точно так, как работает Национальная статистическая служба, сравнил Саргсян, добавив, что КП должна работать как сильная аудиторская компания. В этом контексте Саргсян раскритиковал деятельность Контрольной палаты, подчеркнув, что в ряде случаев ведомство "превратилось в следственный орган".
"К сожалению, во многих случаях КП превратилась в следственный орган, простого ревизора. При исследовании докладов ведомства, мы видим, что речь идет только о финансовых нарушениях. В конце концов, если все так, тогда почему мы создали Контрольную палату, если она делает ту же работу, что и контрольный орган министерства финансов? Здесь мы должны серьезно заниматься, как реорганизацией деятельности, так и в случае необходимости внести законодательные поправки. Вы должны понять, что ваше мнение никого не интересует, никто не желает слушать ваше мнение о прокуратуре или другом ведомстве. Если вы разочарованы, это ваше дело. Какое имеет право председатель КП выступать с такими заявлениями? Если же все-таки глава КП не выступил с такими заявлениями, а об этом пишут СМИ, то руководитель ведомства должен давать соответствующие разъяснения прессе", - подчеркнул президент.
Что работы касается прокуратуры, Саргсян подчеркнул, что задача структуры состоит в выполнении требований закона независимо от того, Контрольная палата направила отчет или нет. "Опубликовано, прозвучало, обязаны изучить и дать этому правовую оценку. Если председатель Контрольной палаты заявляет, что 70 процентов нашего государственного бюджета - 701 млрд под угрозой, очевидно, что это очень неправильное и недальновидное заявление. Вам нужно всего 2-3 дня, чтобы пройти по этому отчету и выступить с заявлением, сказать: уважаемые граждане Армении, в отчете Контрольной палаты есть подозрения в случаях хищения всего лишь 200 или 300 млн драмов, все остальное сказки. Это Ваша прямая обязанность. И правильно это, а не то что звонить председателю Контрольной палаты и говорить: почему ты так сделал. Это узнал ты, узнал председатель Контрольной палаты. Но все общество говорит о том, что слопали 700 млрд денег. Простой гражданин имеет право так думать, но каждый из нас понимает, ведь это 70 процентов нашего бюджета, и эти 700 млрд драмов не для осуществления услуг или строительства, не для приобретения услуг или товаров или осуществления строительства. Ведь очевидно, что это число прозвучало умышленно, чтобы всем было понятно, почти 1/3 этой суммы распоряжается министерство обороны, а почти 50 процентов средств, которыми распоряжается министерство обороны, это зарплата. То есть, кто ему дает право делать такие заявления и после этого не получить ответ. Это недопустимо. Но это ваше дело, вы должны это сделать. А в тех случаях, где есть преступления, пожалуйста, возникают иные вопросы: кто направил этот материал в прокуратуру, почему направили или почему не направили? Что значит направить, не направить? Прозвучало, опубликовано, нужно проверить. Но нужно не то что проверить и замолчать, а проверить и сделать об этом заявление. Мы должны во всех этих случаях работать так, как работали во время выборов. Когда делается заявление, оно сразу учитывается, дается оценка и об этом публично объявляется. Значит, я ожидаю от правоохранительных органов четких оценок во всех случаях, но хочу, чтобы и вы, и Специальная следственная служба, и следственный орган полиции отказались от имевшей место в прошлом практики в том смысле, что где-то есть факт, сразу начинают распространять, расширять и охватывать все наше экономическое поле", - заявил глава государства, обращаясь к Генпрокурору Агвану Овсепяну.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Из пяти членов экипажа разбившегося в Актау самолёта выжили трое
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Зеленский уволил посла Украины в Германии, сообщили СМИ
- Солист Большого театра получил химический ожог рта от воды из буфета