26-27 июня в Ереване состоялся Второй стратегический политический форум "Политико-безопастностные ориентиры формирования военной составляющей ОДКБ", организованный Институтом национальных стратегических исследований (ИНСИ) минобороны Армении (ИНСИ), Секретариатом ОДКБ и Институтом ОДКБ. Следует отметить, что в работе Форума приняли участие как специалисты из государств-членов ОДКБ, так и представители государств-сопредседателей Минской группы (РФ, США и Франции), а также международных организаций, аккредитованных в Ереване. Форум приветствовал президент Армении Серж Саргсян.

Дав высокую оценку успешности Форума, Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил на базе опыта проведения научно-экспертных форумов по наиболее актуальным проблемам развития организации, учредить Ежегодный стратегический политический форум на базе ИНСИ МО Армении. Предложено расширить формат участия в Форуме до международного - с охватом всех сторон, заинтересованных в укреплении коллективной безопасности в контексте общих интересов поддержания мира, стабильности и глобальной безопасности.

Приводим доклад одного из организаторов Второго стратегического политического форума доктора политических наук (РФ), научного эксперта по контртерроризму (США), начальника ИНСИ МО Армении генерал-майора Гайка Котанджяна по теме "Миротворчество как важный компонент военной составляющей ОДКБ: место и роль Армении".

Общеизвестно, что в деле предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов ключевое значение имеет миротворческая деятельность, а вовлеченность отдельных стран или международных организаций в миротворческих процессах существенно способствует повышению их авторитета, продвижению национальных и коллективных интересов в международном сообществе, укреплению их военно-политических позиций в системе международной безопасности.

Осознавая важность миротворчества в обеспечении международной безопасности и стабильности, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) последовательно наращивает нормативно-правовую базу координации своей деятельности в этой области. Как мы знаем, 6 октября 2007 года в Душанбе было подписано "Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности", вступившее в силу в январе 2009 года (1).

По Статье 2 данного Соглашения для участия в миротворческих операциях предусматривается создание миротворческих сил, действующих на постоянной основе. Для комплектования миротворческих сил государствам-участникам в соответствии со своими национальными законодательствами предписывается выделение миротворческих контингентов. Фактически, в рамках организации коллективной безопасности предусматривается создание постоянного миротворческого сводного военного формирования, беспрецедентного в международной практике. Сегодня ни одна международная организация не имеет миротворческих сил на постоянной основе. Например, в ООН действует система так называемых "резервных соглашений". Так что ОДКБ может стать первой международной организацией, которая будет иметь постоянно готовые к действию "голубые каски" (2).

Хотя со дня вступления Соглашения в силу прошло более четырех лет, и за это время в рамках Организации последовательно развивалась политико-правовая база формирования и применения миротворческих сил - были разработаны Методические рекомендации по подготовке миротворческих контингентов - однако деятельность ОДКБ в сравнении с миротворческой деятельностью ООН, НАТО и ЕС по урегулированию конфликтов остается достаточно пассивной. Следует отметить, что сотрудничество государств-членов Организации в сфере миротворчества практически не выходит за рамки совместных учений. Осенью 2012 года в Казахстане состоялось первое учение миротворческих контингентов государств-членов ОДКБ "Нерушимое братство-2012", а следующее учение планируется провести в октябре 2013 года в России (3).

Согласно Статье 3 вышеупомянутого Соглашения, решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается Советом коллективной безопасности (СКБ) с учетом национальных законодательств государств-членов на основании их официальных обращений о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государств, не входящих в ОДКБ.

Таким образом, хотя механизмы осуществления миротворческих операций как в зоне ответственности Организации, так и за ее пределами нормативно определены, на деле ОДКБ пока не удается реализовывать конкретную деятельность в данном направлении. Между тем, Соглашение и остальные базовые документы о миротворческой деятельности ОДКБ получат реальную практическую значимость лишь в том случае, если ОДКБ будет проявлять инициативу по включению в международно-безопасностные процессы урегулирования конфликтов в "горячих точках" нашей планеты.

Осуществление миротворческой деятельности на территории государств-членов Организации с политической точки зрения представляется проблематичным лишь с точки зрения возможных оценок целеполагания и содержания операций. Другими словами, речь идет о гарантиях дистанцированности внутреннего миротворчества от карательных функций. Что касается политико-правовой полномочности подобных операций - для их осуществления по Статье 3 требуется только решение Совета Коллективной Безопасности ОДКББ, мандат же ООН не обязателен.

Возможно, ОДКБ следовало бы на начальном этапе имплементации своей право-нормативной базы сфокусировать внимание на миротворческой деятельности за пределами зоны своей ответственности, по образцу НАТО укрепляя сотрудничество с ООН и предоставляя для ее миссий свои миротворческие контингенты. Базой для такого сотрудничества мог бы послужить подписанный в прошлом году "Меморандум о взаимопонимании между Департаментом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности" (4). Как мы уже отмечали, участие в миротворческих операциях по мандату ООН существенно повысило бы международно-безопасностный авторитет ОДКБ (5).

С организационно-практической точки зрения требуют обсуждения вопросы о степени представленности государств-участников в постоянной сводной миротворческой бригаде ОДКБ, разработки ее окончательной структуры, с учетом ресурсных и некоторых других особенностей представленных стран, что связано с необходимостью дополнительных консультаций на уровне глав государств ОДКБ.

В то же время существует другой вариант участия ОДКБ в миротворческих миссиях. По Статье 8 Соглашения, ОДКБ может заключать коллективные резервные соглашения с ООН, а каждое государство-член, имеющее подобное соглашение, может участвовать в совместных миротворческих операциях Организации по мандату ООН или под эгидой региональных организаций после информирования об этом Совета коллективной безопасности.

Данная практика широко используется в международных отношениях. Например, НАТО по мандату ООН активно вовлечен в миротворческих операциях на разных континентах мира. Согласно этой практике, ОДКБ тоже может брать ответственность за проведение миротворческих операций. Отдельные страны в праве заключать рамочные соглашения с ОДКБ, и осуществлять миротворческие операции под командованием одного из государств-участников Организации, уполномоченного для координации данной миссии.

Для развития института миротворчества в рамках ОДКБ немаловажна задача выстраивания новых отношений с НАТО - многоопытным актором, имеющим свою устоявшуюся ключевую роль в системе глобальной безопасности. Совместные миротворческие операции с вовлечением отдельных государств-членов Североатлантического союза и ОДКБ могут стать одной из исходных платформ, на которой станет возможным генерирование плодотворного сотрудничества. В этом смысле целесообразным можно было бы считать организацию совместной миротворческой деятельности в конфликтных регионах, где интересы двух организаций совпадают.

В связи с налаживанием отношений с НАТО примечательны намечающиеся в последнее время тенденции активизации деятельности ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе. В ОДКБ доминирует мнение, что после вывода коалиционных войск из Афганистана ситуация в странах региона обострится (6), и может создаться угроза для безопасности Центральной Азии и ОДКБ в целом. В связи с этим на заседании Совета ОДКБ в Москве 17 ноября 2011 года был согласован Проект плана действий ОДКБ по нейтрализации возможных вызовов и угроз из Афганистана (7).

В декабре 2011 года мне, как участнику афганской войны, довелось выступить с докладом на специальном заседании Научно-экспертного совета ОДКБ по Афганистану, недавно мне представилась возможность принять участие в обсуждении данной актуальной проблемы с аналитическим сообществом ОДКБ в Бишкеке. На мой взгляд, достоин внимания интерес к проблемам миротворческого сотрудничества, проявляемый американскими экспертами Программы национальной безопасности Гарвардского университета. Представляется перспективным продвижение диалога по проблемам борьбы с угрозами из Афганистана после вывода коалиционных войск не только в формате "Россия-США", но и "США-ОДКБ", или "6+1", соразмерного параллельному партнерству в формате НАТО-Россия, или "28+1". Этому может способствовать наметившаяся тенденция оживления диалога между президентами России и США Владимиром Путиным и Бараком Обамой вокруг поиска решений проблем глобальной безопасности.

С точки зрения поддержки данного диалога и налаживания сотрудничества в сфере международного миротворчества между государствами и организациями, определенную роль может сыграть Армения, являющаяся союзником России и партнером США, а также членом-учредителем ОДКБ и партнером НАТО, имеющим богатый опыт участия в миротворческих операциях, осуществляемых коалиционными силами Североатлантического альянса и силами государств-партнеров, а также в учениях ОДКБ в составе действующих Коллективных сил оперативного реагирования.

С 2004 года Армения участвует в руководимых НАТО миротворческих силах в Косово. В 2005-2008 годах миротворцы Армении накопили полезный опыт, также участвуя в возглавляемой со стороны США миротворческой коалиции в Ираке. С 2009 года Армения вносит свой вклад в миротворческую миссию международных сил содействия безопасности в Афганистане.

Об авторитете Армении как "государства-миротворца" свидетельствует также недавнее официальное обращение Италии, страны-командира осуществляемой под эгидой ООН миротворческой миссии UNIFIL в Ливане, с предложением включить в состав миссии армянский отряд, который должен будет осуществлять функции обеспечения безопасности штаб-квартиры миссии. Предпосылки для направления отряда в Ливан недавно стали предметом обсуждения между начальниками генеральных штабов Республики Армения и Республики Италия (8). В перспективе рассматривается возможность участия миротворческой миссии Армении по мандату ООН также и в Северной Африке (9).

Таким образом, Армения может внести свою лепту в дело формирования миротворческого компонента Военной составляющей ОДКБ, способствуя ее превращению в многофункционального актора не только региональной, но и глобальной безопасности.

В заключение считаем целесообразным еще раз подчеркнуть насущную необходимость того, чтобы деятельность ОДКБ в области миротворчества в процессе формирования военной составляющей организации вышла бы за рамки учений и достигла уровня активного вовлечения в международные миротворческие операции.

Источники:

1. "Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ": http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=1679

2. Стратегия миротворчества: http://www.odkb.gov.ru/d/bzzg.htm

3. Учения миротворческих сил ОДКБ "Нерушимое бартстов-2013" пройдут в РФ: http://ria.ru/defense_safety/20130410/931960086.html

4. См: "Меморандум о взаимопонимании между Департаментом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности": Документы по вопросам формирования и функцианирования системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, Выпуск 13, Mосква, 2013.

5. А.И. Никитин, Конфликты, терроризм, миротворчество. Изд. "Навона" М: 2009, с.167

6. "О пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН по ситуации в Афганистане": http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm

7. "О заседании постоянного совета при ОДКБ": http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm

8. Возглавляемая начальником ГШ ВС РА делегация отбыла в Италию: http://www.mil.am/1371452717

9. География армянских миротворцев расширяется: Косово, Афганистан, Ливан и Северная Африка: http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/armenia/1669225.html