Сегодня третья годовщина авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качинский, а вместе с ним все 95 человек, находящихся тогда на борту самолета Ту-154М. Несмотря на то, что это трагическое событие отдаляется во времени, связанные с ним эмоции поляков отнюдь не остывают, скорее наоборот - накал страстей лишь растет. Продолжается горячий спор о том, что было причиной этой трагедии и кто несет за нее ответственность.

Следствия по делу катастрофы, которые независимо друг от друга ведут российский Следственный комитет и Главная военная прокуратура Польши, тянутся уже три года, причем с серьезными ошибками и многочисленными неясностями. Перспективы окончания этих дел очень туманны. Например, официально уже известно, что некоторые из заказанных польскими прокурорами экспертиз будут готовы только под конец этого года.

В этой связи все громче звучат голоса тех, кто считает выводы московского Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах катастрофы, которые были представлены в рапорте 12 января 2011 года, преждевременными и тенденциозными. Для этих скептиков неубедителен также рапорт польской Комиссии по изучению авиационных катастроф, который опубликован 27 июня 2011 года, во многом повторяя тезисы МАК-а.

Все-таки взрыв?

В Польше с 6 июля 2010 года поиском альтернативных сценариев катастрофы занимается парламентская группа по вопросам установления причин Смоленской катастрофы, председателем которого является депутат Сейма от главной оппозиционной партии "Право и справедливость" Антони Мачеревич. По случаю годовщины трагедии он представил специальный рапорт.

- Сегодня мы знаем значительно больше. Знаем, как выглядела подготовка к полету. Какую роль сыграла русская разведка в подготовке ремонта Ту-154М. Как польские летчики пытались вырваться из ловушки, которую поставили люди из московского центра командования под зашифрованным названием "Логика". Знаем, что летчики в нужный момент приняли решение об уходе на второй круг. Знаем, что когда самолет уходил, произошел взрыв, который его уничтожил. Знаем, что уничтожали обломки самолета и доказательства, что подделывали записи черных ящиков. И полностью сознаем, что 10 апреля 2010 года началась целая дезинформационная операция, полная обмана, разработки фальшивых доказательств, что должно было помешать открытию правды. Знаем, какую роль в этих действиях играли конкретные чиновники, связанные с правительством премьера Дональда Туска - так в общих чертах Антони Мачеревич представляет итоги работы группы.

Он подчеркивает, что "единственной гипотезой, которая комплексно объясняет эту трагедию, является гипотеза о том, что самолет был уничтожен в воздухе взрывом. Последнее доказательство, подтверждающее это предположение - это не только следы взрывных веществ, обнаруженные на обломках самолета, но также видео-материал, подготовленный на русском, английском и немецком языках агентством РИА-Новости. В этом материале в форме компьютерного фильма показано, как произошла катастрофа: огромный взрыв разрывает самолет Ту-154М в воздухе".

- Более того - продолжает Мачеревич - высказывания свидетелей в материале позволяют поставить под сомнение тезис о четырех подходах на посадку и о тумане как причине катастрофы. После разговора Путина с Туском русские к этой версии событий уже не возвращались, сконцентрировались на том, чтобы доказать вину президента Качиньского, летчиков и генерала Анджея Бласика [МАК утверждал, что он был в кабине пилотов во время захода на посадку и находился в состоянии легкого опьянения].

Самолет можно было спасти

Характерно, что сейчас, спустя три года после катастрофы, в значительно более резкой форме начали высказываться также некоторые непосредственные участники событий, которые имели место сразу же после трагедии.

- Русские во время следствия врали, чтобы скрыть свою ответственность за Смоленскую катастрофу. Тормозили нашу работу - подчеркнул вчера Эдмунд Клих, который был официальным представителем Польши, аккредитованным при российской комиссии МАК-а - расследующей причины катастрофы.

- Неряшливость, которая привела к катастрофе, была и с польской, и с российской стороны, в большей части с нашей - около 70%. Каждая из сторон могла спасти президентский самолет, необязательно он должен был разбиться - добавил Клих.

По его мнению, российские диспетчеры имели право закрыть аэродром и обязаны были это сделать, но боялись политического скандала. В связи с этим он требовал, как вспоминает, дополнительных допросов этих диспетчеров, но Москва на это не согласилась.

Замена тел и воровство

С другой стороны, многие поляки уже устали от смоленской темы. Их мнение в резкой форме выразил на днях популярный режиссер Юлиуш Махульский, известный также в России хотя бы по таким фильмам, как "Сексмиссия" (в советском прокате "Новые амазонки"), "Ва-банк" или "Дежа вю".

Как отметил Махульский, о смоленской катастрофе можно бы было снять фильм в стиле Бората или "Летающего цирка Монти Пайтона" - "о том, как очень надутый, гордый президент средневажной страны уперся, чтобы приземляться в тумане на картофельном поле [имеется в виду техническое оснащение аэродрома в Смоленске]. А потом, уже после катастрофы, пособники этого президента не допускают мысли о том, что случившееся - это результат его глупости и непродуманных шагов, а выдумывают самые странные теории".

Но, несомненно, во время расследования причин катастрофы совершен целый ряд грубых промахов, некоторые из которых имеют прямо-таки катастрофическое значение для оценки следственных и государственных структур. Особенно травматические последствия в польском обществе вызвал факт замены тел погибших, которые были доставлены из Москвы и без открытия захоронены.

А спустя много месяцев после захоронения оказалось, что в шести могилах лежат останки других погибших в катастрофе! Три пары тел были заменены еще в Москве, сразу же после катастрофы, во время их подготовки к отправке в Польшу. Касалось это, в частности, повсеместно известных и уважаемых в Польше людей: Анны Валентинович, легендарной активистки польской "Солидарности" 80-х годов, и Рышарда Качоровского, последнего президента Польши в изгнании. Во всех этих случаях необходимы были эксгумации и перезахоронения.

Очень эмоционально был воспринят в Польше также факт воровства имущества жертв катастрофы, совершенного российскими солдатами, которые участвовали в спасательной операции под Смоленском.

Вотум недоверия поляков

Эти примеры однозначно доказывают небрежность российского следствия в ведении дела. Неслучайно, что сейчас поляки выражают вотум недоверия по отношению к представленным выводам по причинам катастрофы.

По показанным буквально вчера, 9 апреля, данным опросов общественного мнения, только 6% поляков верят в выводы МАК-а, касающиеся причин катастрофы, а целых 52% не имеют твердого убеждения относительно того, какова была причина этой катастрофы. В свою очередь, как показал опрос общественного мнения, проведенный под конец прошлого года, 63% считают, что для выяснения причин Смоленской катастрофы необходимо создать международную комиссию.

Правда, мнение 51% поляков таково: крушение президентского самолета наступило не в результате покушения. Но не исключают такой возможности 33% опрошенных, причем характерно, что их число с ноября прошлого года возросло на семь процентных единиц.

- Это показатель неумелой политики правительства и прокуратуры. Рациональный человек имеет все предпосылки, чтобы признать, что это была катастрофа, сценарий которой довольно точно восстановлен. Из простого вопроса мы сделали что-то, что является мифом и сказкой - комментирует профессор социологии Яцек Рачиборский из Варшавского Университета.

Однако многие поляки недовольны малой активностью правительства и прокуратуры по этому вопросу, поэтому реагируют очень эмоционально. Уже вчера перед посольством России в Варшаве началась акция протеста. Как подчеркивают его организаторы, они протестуют против того, каким образом ведется следствие по делу о причинах катастрофы, а обломки самолета, по-прежнему, находятся на территории России.

Сегодня, в канун катастрофы, в первой половине дня проходят официальные торжества. Позже эмоции выльются на улицы и площади Варшавы. Только около Президентского дворца пройдет семь манифестаций. Уже с утра среди собирающихся участников митингов можно было услышать: "Туск убежал в Нигерию [имеется в виду сегодняшний визит премьера], но от ответственности не убежит!".

Александр Шторм - специально для ИА REGNUM из Варшавы.