"Газовый консорциум между Россией и Украиной может быть создан только при условии выхода Украины из целого ряда соответствующих институтов, включая договор о присоединении к Энергетическому союзу", - заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев 21 марта в интервью европейским СМИ.

"После ввода в строй и выхода на полную мощность "Северного потока", что произошло в прошлом году, после начала строительства "Южного потока", что также началось в прошлом году, имея в виду другие перспективы развития наших газовых отношений с Европой, наверное, сейчас эта тема не столь актуальна, как была несколько лет назад, при том что мы всё равно, естественно, готовы обсуждать с нашими украинскими партнёрами любые интегральные вопросы", - отметил Медведев. "Что же касается темы консорциума, то здесь, мне кажется, сами украинцы должны понять, что им надо. Если им этот консорциум нужен двусторонний, трёхсторонний, они должны нас заинтересовать в том, чтобы мы в нём участвовали. Для нас сейчас это не то, что принято характеризовать коротким словом must. Это вовсе не то, к чему мы немедленно стремимся, но если будут интересные идеи о том, как работать, если мы почувствуем, что нас в этом смысле рассматривают как полноценных долгосрочных партнёров, мы, конечно, с нашими украинскими партнёрами этот разговор продолжим", - заявил глава российского правительства.

"У меня на эту тему относительно недавно был разговор с премьером украинским и с соответствующим профильным вице-премьером. Естественно, этот разговор продолжается и на президентском уровне - не так давно президент Янукович приезжал к нам. Но ещё раз говорю: это предложение должно быть интересным", - подчеркнул Медведев. "А в каком случае оно будет интересным? Только в том случае, если мы будем понимать, что наши интересы, в данном случае интересы "Газпрома" и интересы государства в целом, гарантированы. А когда они могут быть гарантированы? Когда мы не попадём в ситуацию, при которой нас при определённых событиях просто выставят из этого консорциума или признают его несоответствующим тем или иным, например, европейским правилам, или, условно, договору, который оформляет отношения с энергетической хартией. Так вот, поэтому альянс между Россией и Украиной в этом случае может быть только при условии выхода Украины из целого ряда соответствующих институтов, включая договор о присоединении к Энергетическому союзу, если, ещё раз подчёркиваю, это Украине интересно", - подчеркнул премьер. "Не интересно, пожалуйста, значит, мы будем развиваться своим путём, а Украина может оставаться в любых международных соглашениях, это её суверенное право. Но если мы о чём-то договариваемся, мы должны обеспечить свои интересы. Переговоры на эту тему продолжаются, наши украинские коллеги нам периодически посылают сигналы, но дальше этих сигналов пока процесс не идёт. Поживём - увидим", - резюмировал Медведев.

Напомним, 18 марта украинская газета "Сегодня" со ссылкой на свои источники сообщила, что газотранспортный консорциум на двоих - РФ и Украина - похоже, вопрос решенный - Европа не захотела предпринимать никаких шагов, чтобы помочь своим компаниям (а желающие были) войти в этот альянс. Как утверждает газета, Киев решил согласиться на предложение Москвы, но на своих условиях: сохранение трубы в собственности Украины, гарантия объемов прокачки - не менее 65 млрд кубов, пересмотр газового договора 2009 года. Издание подчеркивает, что Кремль еще готов пойти на эти условия.

Как сообщало ИА REGNUM, 6 февраля в Литве президент Виктор Янукович заявил, что Украина не удовлетворена уровнем сотрудничества с Европейским энергетическим сообществом, поскольку эта организация часто не учитывает точку зрения Киева. 13 февраля пресс-служба министерства иностранных дел Украины распространила заявление о том, что Украина все-таки рассчитывает на активность Энергетического сообщества в достижении баланса интересов между Украиной, Россией и ЕС. 22 февраля во время телевизионного проекта "Диалог со страной" Янукович опять заявил, что Украина пока не видит ожидаемого эффекта от вступления в Европейское энергетическое сообщество. "Мы рассчитывали, что это будет большая семья, в которой будут общие правила... Справедливое отношение и справедливые взаимоотношения", - сказал президент. Однако, по его словам, "когда Россия нам предъявила штрафной счет за недобор газа - никто не отреагировал никак, тишина".