Экономическая статистика, опубликованная в феврале 2013 года, продемонстрировала, что надежд на восстановление европейской экономики и на выход из рецессии пока нет. Более того, основные показатели продолжают ухудшаться по сравнению с предшествующим годом.

Конкретное ухудшение экономической ситуации демонстрирует автомобильная промышленность, имеющая развитую сеть кооперации конструкторских бюро, основных производителей и подрядчиков. Автомобильная промышленность является хорошим тестером социально-экономической ситуации в Европе вообще.

По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), в январе 2013 года продажи новых легковых автомобилей по сравнению с январем 2012 года сократились в ЕС в среднем на 8,7%. В январе 2012 года в Европе было продано 969,219 легковых автомобилей, в январе 2013 года - 885,159. Январское 2013 года сокращение последовало за декабрьским 2012 года. В декабре 2012 года в ЕС было зафиксировано самое резкое снижение продаж новых автомобилей с 2008 года - на 16,3%.

По отдельным странам сокращение автопродаж в январе 2013 года в процентах выглядит следующим образом: Греция (34,5), Голландия (31,2), Финляндия (28,2), Венгрия (26,1), Кипр (20,8), Ирландия (18,8), Италия (17,6), Швеция (15,9), Болгария (15,8), Франция (15,1),, Словения (12,5), Латвия (12), Румыния (10,1), Испания (9,6), Словакия (9), Германия (8,6), Люксембург (7,5), Чехия (6,6), Литва (1,3).

Нарастить продажи легковых автомобилей смогли только в 7 странах Евросоюза: Эстонии (+28,4%), Дании (+14,5%), Бельгии (+13,3%), Великобритании (+11,5%), Польше (+8,8%), Австрии (+3,5%), Португалии (+0,7%).

На основных автомобильных рынках Европы, кроме Великобритании, в декабре 2012 и январе 2013 года отмечено падение продаж. Эксперты полагают, что британскому авторынку помогает "отложенный спрос" и агрессивная маркетинговая политика, включающая помощь по регистрации и скидки при продажах.

Из названных стран по абсолютным показателям продаж значение имеют пять стран (в скобках в процентах мы даем показатель января 2013 и декабря 2012 года): Великобритания (143,643 авто, +11.5%, +4%), Германия (192,090 авто, -8.6%, -16%), Франция (124,798 авто, -15.1%, -15%), Италия (113,525, -17.6%, -22,5%), Испания (49,671, -9.6%, -23%). По количественному показателю Испанию из северных стран ЕС обходит Бельгия (50,684 авто, +13,3%). В результате значительного падения у себя продаж даже Голландия стала уступать Испании. Год назад в январе 2012 года в Голландии было продано 70,170 новых авто, в январе 2013 года - 50,684 авто (-31,2%). Британский рынок по своему количественному объему продаж укрепляется. Он стал в ЕС вторым после Германии, оттеснив Францию на третье место.

В настоящее время на европейском рынке присутствуют 18 основных производителей легковых автомобилей. Места по объемам продаж в январе 2013 года занимаются следующим образом (в скобках количество проданных авто и процент относительно января 2012 года): VW Group (215,861, -5,2%), PSA Group (101,680, -16,3%), Renault Group (55,921, -5,6%), GM Group (68,179, -5,5%), Ford (60,036, -25,5%), Fiat Group (59,704, -12,3%), BMW Group (54,651, +6,6%), Daimler (49,224, +3,7%), Toyota Group (37,715, -16,8%), Nissan (32,957, -6%), Hyundai (31,722, -2%), Kia (23,174, +7,2%), Volvo Car Corp. (15,253, -17,8%), Jaguar Land Rover (11,477, +19%), Suzuki (10,299, -18,9%), Hоnda (9,414, +10,3%), Mazda (9,241, +11,4%), Mitsubishi (4,518, -37,4%), прочие (13,848, -32%).

Таким образом, нарастить продажи на европейском рынке смогли только BMW Group, Daimler (обе за счет сегмента рынка автомобилей класса люкс), Jaguar Land Rover (за счет британского рынка), KIA (за счет качества и цены своей словацкой сборки), Hоnda и Mazda.

В итогах за январь 2013 года существенно то, что ухудшаются позиции наиболее массовых производителей в Европе: VW Group (-5,2%), PSA Group (-16,3%), Renault Group (-5,6%), GM Group (-5,5%), Fiat Group (-12,3%).

Доля французской PSA Group на европейском рынке легковых автомобилей уменьшилась с 12,5% до 11,5%, доля Ford - с 8,3% до 6,8%, Fiat Group - с 7% до 6,7%. При сокращении продаж следующие автопроизводители увеличили свой сегмент присутствия на рынке: VW Group с 23,5% до 24,4%, Renault Group с 8,3% до 8,6%, GM Group с 7,4% до 7,7%, BMW Group с 5,3% до 6,2%, Daimler с 4,9% до 5,6%.

Хуже всего дела в Европе идут у французского автопрома. У французской группы PSA падение составило 16,3%, со 121,475 авто (янв. 2012) до 101,680 авто (янв. 2013). При этом авто марки Peugeot и Citroen продаются одинаково плохо (-16,6%, -15,9%). У Renault Group при общем сокращении в 5,6%, падение у марок Renault в минус 10% частично компенсируется ростом за счет недорогих моделей румынской Dacia - +8,8%.

Необходимо обратить внимание на падение продаж марки Volkswagen у ведущего европейского производителя VW Group - 12,1%, тогда как марки Škoda, Audi, Seat демонстрируют большую устойчивость на рынке - соответственно -1,2%, -1,2%, +6%.

Устойчиво и медленно снижаются позиции GM Group - минус 5,5%. При этом марка Chevrolet этой группы продемонстрировала рекорд падения продаж - минус 40%, тогда как Opel/Vauxhall дал прирост продаж +4,5% в основном за счет рынка Великобритании.

Хуже всего дела на европейском рынке по-прежнему обстоят у американского Ford. В январе 2013 года объемы продаж марки автомобиль Ford упали по сравнению с январем 2012 года на 25,5% (60,036 авто - 80,635 авто).

* * *

Европейский рынок автомобилей уже испытал в 2012 году самую глубокую рецессию после 1995 года. Регистрация новых автомобилей в 2012 году сократилась на 8,2%, упав до 12,05 млн. автомобилей - уровень 1995 года. В 2011 году в Европе было продано 12,8 млн. новых автомобилей. Падение производства в начале 2013 года продолжается.

Комментируя итоги 2012 года, президент ACEA - глава Fiat Серджио Маркионне рассказал в Детройте, что, по его оценке, убытки автопроизводителей массового сегмента в прошлом году в Европе составили около 5 млрд. евро, при этом он повторил свой призыв выработать общее решение для восстановления прибыльности в регионе.

Как видим, итоги начала 2013 года демонстрируют продолжение спада. Даже ведущий на европейском рынке Volkswagen продолжает испытывать снижение интереса потребителей к своей продукции. Досаду у европейских автопроизводителей вызывает то, что южнокорейская марка Kia продолжает демонстрировать потенциал роста. Так, автозавод Kia Motors в Словакии закончил 2012 год с рекордным для европейского подразделения показателем производства - 292 тыс., что на 15% больше, чем в 2011 году. В 2012 году здесь было собрано 464 тыс. моторов для различных моделей Kia. На 2013 год на этом предприятии планируется произвести 290 тыс. авто и 490 тыс. моторов. Kia Motors Slovakia - первое предприятие Kia Motors Corporation в Европе. На словацком предприятии Kia заняты сейчас 3,9 тыс. человек. 20% продукции этого завода Kia идет на продажу в Россию.

Производители в Европе демонстрируют обычное для кризиса поведение. Для предотвращения свободного падения продаж дилеры и автопроизводители предлагают значительные скидки. Ведущие автопроизводители по всей Европе сокращают производство и рабочие места. Речь идет о Renault, Honda, Ford, PSA и Opel GM.

15 февраля 2013 года GM Opel объявил, что его убытки возросли в 2012 году до €1,3 млрд. В предшествующем году они составили €575 млн. Если в 2011 году GM Opel и Vauxhall произвели 1,1 млн. автомобилей в Европе, то в 2012 году уже 927 тыс. Opel GM в 2012 году был вынужден сократить в Европе 2600 рабочих мест. На конец прошлого года на заводах и в бюро Opel GM в Европе трудились 37 тыс. человек. Opel пытается разрешить свои трудности перемещением производства в Центральную Европу. В 2012 году Opel инвестировал в расширение своего производства на заводе Сентготтард в Венгрии €500 млн., в начале 2013 года - €150 млн. Несмотря на убытки и кризисное состояние Opel GM готовит новый ряд из 23 новых моделей и 13 новых моторов.

13 февраля 2013 года французский автопроизводитель PSA Peugeot Citroen объявил об итогах своей деятельности за 2012 год. Оказалось, что PSA в 2012 году понес крупнейшие за всю свою историю убытки - более чем €5 млрд. До этого рекорд поставил кризисный 2009 год, когда французский производитель понес убытки в размере €1,16 млрд. И это после того, как в 2011 году, казалось, дела у PSA налаживались, и эта французская компания имела прибыль в €588 млн. Сейчас PSA несет убытки в €200 млн. в месяц. Основная причина катастрофы PSA - падение продаж на рынке. В 2012 году объемы продаж компании на европейском автомобильном рынке в денежном выражении сократились на 5,2% до €55,45 млрд. PSA вынужден пойти на продажу части активов и недвижимости. Французский автопроизводитель вынужден был пойти на сотрудничество с GM по развитию своего модельного ряда. Еще летом 2012 года французский автогигант объявил о плане сокращения 11 тыс. рабочих мест, однако апелляционный суд приостановил планы Peugeot Citroen. Взамен государство пообещало компании гарантии по кредитам на €1,2 млрд. Второй по величине автопроизводитель Европы обнародовал в октябре 2012 года план своего рефинансирования при поддержке правительства Франции. Последнее решение 11 февраля 2013 года опротестовала Европейская комиссия. Она потребовала от PSA в течение ближайших шести месяцев представить план реструктуризации компании. Без него государственная помощь PSA не получит поддержки Брюсселя. Во время кризиса 2008-2009 годов PSA уже получил помощь от государства в размере €4 млрд.

Полагают, что одна из основных причин кризиса Peugeot Citroen - высокая стоимость труда во Франции. Однако, по данным агентства Eurostat стоимость труда рабочего в автомобильной промышленности Франции ниже, чем в Германии. Немецкий рабочий обходится в 43 евро в час, французский - в 33 евро. 53% мирового производства Peugeot Citroen сосредоточил в Западной Европе, здесь же концерн продает и 60% своих автомобилей. Renaught и VW сохранили лишь 38-40% своего производства. Обе группы перевели часть своего производства в страны Центральной Европы, где стоимость труда на порядок меньше. И потом PSA не смог закрепиться своими производственными подразделениями ни в Индии, ни в Китае. Только в 2012 году французский концерн пошел на международный альянс с GM для выпуска совместных моделей в 2016 году.

Что касается Fiat, то он, испытывая трудности, не планирует закрывать свои заводы в Италии, чтобы к 2016 году сделать продажи в Европе безубыточными, сообщил глава итальянского автоконцерна Серджио Маркионне. Однако, как выясняется, главной опорой Fiat является его участие в трансконтинентальном альянсе. По итогам 2012 года прибыль автомобильного альянса Fiat-Chrysler превысила $5,1 млрд., но собственный вклад Fiat оказался отрицательным: убыток в $1,39 млрд. В 2009 году, когда правительство США искало инвесторов для обанкротившегося младшего члена детройтской тройки, Fiat купил 20% Chrysler, а три года спустя довел свою долю до 58,5%. Fiat намерен в ближайшей перспективе окончательно поглотить американский Chrysler.

Подобно Fiat, Renault также имеет опору благодаря своему трансконтинентальному партнеру Nissan. В свое время Renault пришел на выручку Nissan в 1999 году, когда японцы испытывали трудности. Сейчас Renault получает поддержку Nissan. Альянс Renault-Nissan представляет собой первый пример промышленного и коммерческого трансконтинентального партнерства. Созданный в марте 1999 года, он добился значительных результатов, став третьим по величине автопроизводителем в мире. В ходе нынешнего кризиса группа Renault-Nissan поглотила российскую Lada. Как раз в конце 2012 года "Ростехнологии" и Renault-Nissan подписали соглашение о создании СП по АвтоВАЗу. Альянс получил в СП 67,13%, и инвестирует к 2014 году $742 млн. ($366 млн. придется на Renault и $376 млн. - на Nissan). Средства эти пойдут на выкуп акций у "Тройки Диалог", доля которой снизится к 2014 году до нуля. Nissan при этом получит 17,03% акций СП, а Renault - 50,1%. У "Ростехнологий" окажется 32,87% акций блокирующего пакета акций.

Ford Motor Co. в конце января 2013 года известила, что ее убытки в Европе по итогам 2012 года составят $2 млрд. Ford Motor Co. закрыл свой старейший с 1920-х годов завод в Бельгии. По планам компании Ford, она снизит свои производственные возможности в Европе на 18% и закроет три завода в 2014 году.

14 января 2013 VW Group сообщила о рекордных продажах в минувшем году. Но при этом европейские продажи упали на 6,5% по сравнению с 2011 годом. Исключение составила Германия, где продажи выросли почти на 2%. Но при этом VW реализовал более 9 миллионов автомобилей - на 11% больше, чем годом ранее. Продукция транснациональной германской компании пользовалась повышенным спросом на рынке Соединенных Штатов, где было продано 841,500 автомобилей. В странах Южной Америки реализовано более 1 млн. машин. Больше всего автомобилей покупали в странах Юго-Восточной Азии и Китае, где в общей сложности реализовали более 3 млн. авто. У себя в Германии в 2012 году VW был занят увеличением собственного веса через поглощение марки Porsche. После покупки Porsche VW Group стала владельцем 12 марок, включая такие успешные, как Audi и Škoda. Чешский Младоболеславский автомобильный завод VW Škoda Auto в прошлом году продал рекордное число автомобилей - 939200, повысив по сравнению с предыдущим годом, таким образом, объем продаж на 6,8 %.

Как видим, устойчивость VW во время европейского кризиса получил не за счет альянсов, а за счет концентрации европейских марок и благодаря собственным трансконтинентальным подразделениям, создавать которые он начал в 1990-е годы.

Нынешний кризис в Европе демонстрирует, что ведущие на этом рынке автопроизводители вынуждены продолжать концентрацию производства через поглощение старых марок созданными группами. При этом устойчивость существующим группам придали работающие на глобальный рынок трансконтинентальные альянсы. Группы, опоздавшие с формированием до нынешнего кризиса, подобного рода альянсов несут сейчас самый большой урон. На примере французской PSA можно представить возможность краха по этой причине национальной европейской группы автопроизводителей.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM