"Министр экономики, наверное, впервые так честно и открыто озвучил конец белорусской модели экономики, основанной на модели "нефтяного оффшора"", - заявил 21 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог, руководитель информационно-аналитического портала "Империя" Юрий Баранчик, комментируя публикацию доклада министра экономики Белоруссии Николая Снопкова.

Доклад главы Минэкономики был представлен 13 февраля на заседании Совмина Белоруссии, а 20 февраля - опубликован на сайте министерства. В докладе Снопкова, считает Баранчик, прозвучали достаточно жесткие, но объективные оценки ситуации, сложившейся в белорусской экономике. "Наверное, за последние годы это первый доклад министра экономики, к которому экспертам будет очень сложно придраться по причине ухода или не озвучивания министром реальных проблем", - отметил Баранчик.

"Что в своем докладе озвучил Снопков? Во-первых, министерство экономики выступило с резкой критикой сложившейся структуры белорусской экономики. Во-вторых, министр экономики Белоруссии обратил серьезное внимание на грозящие республике демографические проблемы. В-третьих, озвучено, что белорусская экономика занимается проеданием средств. В-четвертых, даже в случае благоприятной динамики экономического развития в странах - основных торговых партнерах республики, валовой внешний долг по итогам 2013 года может превысить пороговое значение безопасности - 55% от ВВП", - сказал Баранчик.

По мнению эксперта, озвученные министром выводы следует понимать так: "Во-первых, республика не имеет возможности и ресурсов дальше устойчиво развиваться, имея сложившуюся еще с советских времен структуру экономики в виде нескольких крупных предприятий (около 25) и двух отраслей (калийная и нефтяной) экономики, которые дают большую часть валютных поступлений. Эту жесткую структуру экономики необходимо менять на более гибкую, когда в регионах будет создано множество средних предприятий. Это не только позволит выпуском новой высокотехнологичной продукции нейтрализовать колебания цен на двух важнейших для экономики республики рынках, но и может запустить процессы восстановления белорусского населения".

"Во-вторых, если не будут предприняты серьезные меры по изменению структуры экономики, то республика продолжит залезать в долги, размер которых может превысить 55% от ВВП уже в этом году. Избежать этого при нынешней структуре экономики возможно только в двух негативных в среднесрочной перспективе вариантах реагирования со стороны органов управления - либо инфляцией, либо снижением уровня ЗВР. Оба негативных сценария республика с большими потерями прошла в 2009-2011 годах, в результате чего их повторение не представляется правительству больше возможным", - продолжил Баранчик.

"Соответственно, в-третьих, всё это говорит о необходимости внесения серьезных корректив (а, возможно, и кардинального пересмотра) в планы социально-экономического развития республики на ближайшую пятилетку. Этот вывод имеет и свои довольно серьезные политические следствия. Правительство впервые столь отчетливо заявило о том, что модель "нефтяного оффшора", которая обеспечивала существование не только белорусского "экономического чуда", но и белорусской политической системы в 1994-2012 годах, больше не работает", - констатировал эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 25 сентября 2012 года Александр Лукашенко подписал указ № 418, которым утверждены параметры прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год: рост ВВП составит 8,5%, производительность труда (по ВВП) вырастет на 9,3%, на 15,2% - экспорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами составит +0,7% к ВВП, энергоемкость ВВП снизится на 7%, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе будет привлечено в объеме $4,5 млрд, ввод в эксплуатацию жилья составит 6,5 млн кв.м. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню 2012 года, а средняя зарплата по республике к концу 2013 года достигнет $600. Эксперты МВФ и The Economist Intelligence Unit считают планы властей Белоруссии на 2013 год нереалистичными.

Отметим, с 2011 года Белоруссия получает помощь Антикризисного фонда ЕврАзЭС в форме кредита общим объёмом $3 млрд. Основная часть средств данного фонда сформирована за счёт России. Золотовалютные резервы Национального банка Белоруссии на 1 января 2013 г. составили $8,095 млрд в определении ССРД МВФ или $8,7631 млрд в национальном определении. До конца февраля в Минске ожидают 5-й транш кредита АКФ ЕврАзЭС и не надеются в ближайшие годы на кредитование со стороны МВФ.