Минобороны США помогает Афганистану создавать ж/д инфраструктуру в Среднюю Азию: доклад
Иран, 8 февраля, 2013, 13:24 — ИА Регнум. Министерство обороны США оказывает помощь Афганистану в создании железнодорожной инфраструктуры, которая соединит его с государствами Центральной Азии. Как отмечается в новостной ленте "Шелковый Путь", об этом говорится в распространенном в Вашингтоне новом ежеквартальном докладе, подготовленном для конгресса США аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR).
"Афганистан в настоящее время не располагает ни сколь-либо значимой железнодорожной сетью, ни опытом ее эксплуатации, ни каким-либо собственным потенциалом в этой области", но "государства-доноры надеются, что ситуация изменится в связи с появлением Афганской железнодорожной администрации, создание которой было одобрено кабинетом министров в сентябре 2012 года", говорится в докладе. Также подчеркивается, что "Центральное командование ВС США оказывает содействие в разработке "Национального плана развития железных дорог", в котором будут представлены рекомендации по созданию железнодорожной инфраструктуры".
"Развитие транспортных сетей в Афганистане является одним из способов осуществить интеграцию Афганистана в более широкий региональный контекст, что имеет огромную важность в свете планируемого вывода союзных войск из Афганистана после 2014 года", заявил в этой связи в интервью НЛ "Шелковый путь" эксперт по Центральной Азии из Института международных исследований при Чарльзском университете в Праге Ян Шир, который является также научным сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне.
"Настало время для того, чтобы от развития, опирающегося на зарубежную помощь, перейти к развитию, двигателем которой будет торговля, но это не может произойти без контактов с окружающим миром, в первую очередь с соседями", подчеркнул Шир.
По данным Института Центральной Азии и Кавказа до последнего времени Афганистан вообще не имел железных дорог за исключением двух очень коротких одноколейных веток на границе с Туркменистаном и Узбекистаном. Обе эти ветки были построены в советское время для доставки предназначавшихся для Афганистана грузов до перевалочных терминалов, находившихся в пограничных пунктах на тукменско-афганской и узбекско-афганской границе.
Таджикистан располагал собственной узкоколейной железной дорогой, которая доходила до границы с Афганистаном и заканчивалась в пограничном пункте Нижний Пяндж, но эта дорога была демонтирована в 1999 году.
Железнодорожная ветка протяженностью 10 километров, которая идет из туркменского Серхетабада, пересекает границу и заканчивается в афганском Тургунди, была модернизирована при содействии правительства Туркменистана, после чего ее пропускная способность возросла на 110 процентов.
Железнодорожная ветка протяженностью 15 километров, которая идет из узбекского Термеза, пересекает реку Амударья и узбекско-афганскую границу по Мосту дружбы, заканчиваясь в афганском Хайратоне, в 2011 году была продлена еще на 75 километров до города Мазари-Шариф.
Все строительные работы на ветке были проведены Государственно-акционерной железнодорожной компанией "Узбекистон темир йуллари" ("Железная дорога Узбекистана - ИА REGNUM), которая в настоящее время осуществляет эксплуатацию этой дороги на основе концессии, которая будет действовать в течение трех лет и должна закончиться в 2015 году. "Узбекистон темир йуллари" теперь, как ожидается, приступит в 2013 году к прокладке нового 230-километрового отрезка железной дороги между Мазари-Шарифом и Андхоем за западе Афганистана. В соответствии с планом действий, который был утвержден в конце октября 2012 года в Ухани (Китай) на встрече 10 государств-участников Программы Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), этот отрезок является частью планируемой железной дороги, которая пройдет по маршруту "Шерхан-Бандар - Кундуз - Хульм - Найбабад - Андхой - Герат" и должна быть построена к 2015 году.
Этот же план предусматривает строительство Таджикистаном 50-километровой железной дороги "Колхозобод - Дусти - Нижний Пяндж" к 2015 году, а также строительство Туркменистаном и Афганистаном 126-километровой железной дороги "Атамурат - Ымамназар - Акина - Андхой", которая должна быть введена в строй тоже в 2015 году.
По данным недавнего исследования, подготовленного по заказу министерства общественных работ (МОР) Афганистана и Азиатского банка развития (АБР), после того, как она заработает, будущая афганская железная дорога протяженностью 1100 километров станет северным железнодорожным коридором, который пройдет от Шерхан-Бандара (на границе с Таджикистаном) через Кундуз, Мазари-Шариф, Андхой и Герат до Ислам-Калы (на границе с Ираном) и будет иметь ответвления Мазари-Шариф - Хайратон (на границе с Узбекистаном) и Андхой - Акина (на границе с Туркменистаном)".
Северный железнодорожный маршрут в Афганистане обеспечит для Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана выход на мировые рынки через иранский порт Бендар-Аббас, а также "создаст новый железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния со стороны России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было", отмечается в исследовании.