"Если распространять билеты через губернатора, залы будут битком набиты": директор провинциального драмтеатра
Казахстан, 19 декабря, 2012, 10:09 — ИА Регнум. Сергей Осинцев, директор Большого Тюменского драматического театра, рассказал ИА REGNUM, какая польза театру от срочных контрактов и зачем губернатору ходить на спектакли.
ИА REGNUM: Сергей Вениаминович, несколько лет назад ваш театр первым из региональных перешел на контрактную систему с актерами. Она себя оправдала?
Да, мы первыми в стране стали автономным учреждением культуры и, в том числе, перешли на контрактную систему. Я тогда еще был актером и помню, что было очень страшно. Но пережили... А став директором, убедился: когда артист понимает, что не вечен в театре, он не так рассиживается, а у директора появляется реальная возможность освобождаться от "балласта". По российским законам так просто никого не уволишь - нужно доказать профнепригодность, а когда артист на разовом контракте, это сделать проще. Другое дело - контракт должен быть мегаиндивидуальным и дающим определенные гарантии актеру на время его действия. Тогда артист будет заинтересован в сохранении и продлении договора именно с этим театром. А еще руководителю необходимо иметь возможность финансово наказывать актеров, так сказать "бить рублем". Сегодня я это делать не могу - по нашим законам наказать урезанием зарплаты не получится. Но в трудовом договоре можно прописать оклад и премиальную часть, которая и станет определенным кнутом и пряником. Главное, чтобы такая инициатива соблюдала права работника и стимулировала его к выполнению задания.
А что касается директоров и режиссеров, тоже все очень индивидуально. Вроде бы решили ротировать руководителей раз в 3 года, но представьте, что через 3 года снимают Валерия Фокина, и ставят руководить Александринским театром кого-то другого. Что он успеет сделать за такой короткий срок?
ИА REGNUM: Но Вы же успели! При Вас Тюменский театр выпустил за год 9 премьер.
Смена репертуара - не панацея, это лишь вектор изменений, по которому мы начали движение, но времени мне нужно гораздо больше. У Фокина - авторский театр, он создавал его не год и не два, и продолжает создавать, у него уже есть свой стиль, и ему нужно время, чтобы развиваться. У нас другая история: долгое время Тюменский драматический театр находился в полной прострации: в нем были прекрасные актеры, профессиональные цеха, и - разрушительный менеджмент. Так что к моему приходу база для реформ уже существовала, театр был готов меняться, все понимали, что жить так дальше - значит погубить традиции, опыт актеров, художников, режиссеров, накопленный за сто пятьдесят пять лет жизни Тюменского драмтеатра.
Справка ИА REGNUM:
Сергей Осинцев - художественный руководитель и директор Тюменского драматического театра с марта 2011 года.
В труппу Тюменского театра пришел в качестве актера в декабре 1995 года. Параллельно работал ди-джеем на одной из местных радиостанций, позднее - программным директором и продюсером собственного радио.
Под его руководством театр вышел из состояния застоя - обновился состав труппы, изменился репертуар, для постановок стали приглашать петербургских режиссеров (Галина Жданова, Александр Баргман, Олег Куликов).
Тюменский Большой драматический театр - один из старейших российских провинциальных театров - был основан в 1858 году. Первые спектакли, чаще всего в благотворительных целях, ставились силами любителей - купцов и учителей.
Новое здание театра было построено в 2008 году за рекордный срок 1 год и 8 месяцев. Осенью 2012 года театр открыл свой 155-й сезон. В этом же году к общепринятому названию добавилось определение "Большой", в связи с тем, что театр, отмечен в "Книге рекордов Тюменской области", как самый большой драматический театр России.
Общая площадь нового театрального здания составляет 36000 кв. м. Высота - 5 этажей. Большой зал рассчитан на 777 зрителей, малый - на 205, на последнем этаже работает экспериментальная сцена.
ИА REGNUM: А перед вами стоит задача зарабатывать деньги?
Это не главное. Театр, загнанный на коммерческие рельсы, сразу начинает ставить комедии. Но проблема-то глобальнее. Нужно развивать культуру и искусство в целом: не завлекать зрителя низкопробным пошлым действом, а возвращать театрам главную миссию - образовательную. Власти должны понять, что культура - государствообразующая часть. Не будет культуры, мы все погибнем. Культура в семье, на производстве, в управлении - это все дорога к повышению уровня жизни, к развитию общества, к мощи и суверенитету государства. И по ней зритель придет в том числе и в театр.
ИА REGNUM: Но ведь государство в какой-то момент может сказать: "Мы будем продолжать давать вам деньги, а вы обязуетесь выдавать идеологически выверенные постановки".
Да, сегодня государственный театр финансируется по бюджетной статье "оказание услуги", и это не очень приятно, хотя я не могу и не хочу жаловаться на нашего учредителя - правительство Тюменской области. Репертуар у нас сверстан на 4 месяца вперед, но бывают случаи, когда мне звонят и говорят, что такого-то числа будет мероприятие и спектакль надо отменить. Как быть? Приходится лавировать... Но цензуры и навязывания репертуара нет и не будет, в этом я уверен. По крайней мере, наш театр разрабатывает концепцию своего творческого развития самостоятельно. Мы можем спорить и не соглашаться с финансово-хозяйственными аспектами бюджетного финансирования, но творческая часть - всегда прерогатива художественного руководства театра.
ИА REGNUM: В России нет стимулов для поддержки частной инициативы при финансировании театров. Она могла бы что-то изменить?
Конечно. Если бы наконец-то приняли закон о меценатстве, то театрам, думаю, было бы легче. Если бы уменьшили налоговые платежи людям, жертвующим деньги на культуру, ситуация была бы иной. Я даже за то, чтобы губернатор и начальник департамента культуры вызывали к себе руководителей крупных предприятий и говорили: "Покупаете 1000 билетов, распространяете среди работников и завтра мне платежку приносите". Так делают в Кемеровской области, например, и в итоге залы битком набиты. Помимо закона о меценатстве есть еще нужда в том, чтобы руководители городов и регионов регулярно ходили в театры.
ИА REGNUM: А зачем?
Когда губернатор или мэр идет в театр, с ним идет и его окружение. Понравится спектакль, он об этом скажет вслух и, возможно, кто-то захочет выделить театру денег. Даже не придется выделять госсредства - губернатору достаточно просто ходить в театр, и элите будет интересно вкладывать в этот театр деньги, а потом говорить про то, что мечты, так сказать, сбываются.
ИА REGNUM: Став директором в марте 2011 года, Вы начали менять художественную политику, и сейчас отдаете предпочтение классическим авторам и драматургии. Почему?
Такая стратегия изначально была выбрана. После переезда в новое здание в... году у нас практически не было классического репертуара. Ставился один-два спектакля в сезон и чаще всего коммерческие комедии. Так что репертуар требовалось полностью обновить. В первый наш сезон мы поставили 9 новых спектаклей. Сейчас - во второй мой директорский сезон - выпускаем 6. Ставку сделали на классику, потому что сначала надо создать базу, на которой будет развиваться мастерство актеров. Кроме того, мне нравится, что эти пьесы актуальны сегодня. Драматический, серьезный репертуар мы заполнили, добавим комедии - и обновление произойдет на 100%. А в марте 2013 года у нас будут работать выпускники курса режиссера Анатолия Праудина, преподающего в петербургской Театральной академии. Они поставят три дипломных спектакля, и может быть, один или два, а то и все три войдут в наш постоянный репертуар.
ИА REGNUM: Как в целом формируется культурная политика в Тюмени?
В отношении нас очень просто - театр должен работать. И хорошо, что Правительство Тюменской области, как учредитель театра, идет навстречу нашим инициативам. Сейчас в соседних регионах складывается авторский театр. В Новосибирске Александр Кулябин создал "Красный факел". У него есть фестивали, куда многие стремятся попасть. Там же, в Новосибирске, работает молодежный театр "Глобус", камерные театры "Старый Дом", "На левом берегу", Первый Экспериментальный Театр и т.п., которые формируют культурный слой в Сибирском регионе, дают возможность конкурировать и в то же время создавать общее яркое пространство.
ИА REGNUM: А если посмотреть еще шире - есть же прекрасные театры в Перми, Воронеже, Ярославле...
Конечно. Мы - в Тюмени - всего лишь в начале пути. Думаем восстановить в новом формате фестиваль-конкурс кукольных и драматических театров "Золотой конек", который проводился с 1998 года. Одна из главных его идей состояла в том, чтобы разрушить ощущение изоляции, мешающее развитию провинциальных театров. На него приезжали театры из Западной и Восточной Сибири, Предуралья и Зауралья, Башкирии, Казахстана. Но, чтобы сделать свой смотр, нужно сначала создать театр, поездить по фестивалям и появиться на "театральной карте" России. У нас действительно один из самых больших по площади и вместительности драматический театр в стране, а это значит у нас достаточно места для приглашения разных режиссеров и реализации новых проектов.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тувы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Шесть балконов жилого дома обрушились в селе в Орловской области
- МЧС сформировало федеральный оперштаб по ликвидации ЧП с разливом мазута
- СМИ: в Калифорнии из-за усиления пожаров эвакуировали музей Гетти