Решение об экспертизе Камбаратинской ГЭС-1 снизит напряженность в регионе. Об этом, комментируя итоги XIV заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между республикой Узбекистан и Российской Федерацией, заявил на страницах узбекского портала Mezon политолог Бахтиер Эргашев.

По его мнению, результаты заседания необходимо рассматривать в двух плоскостях.

"Первый момент. Экономико-инвестиционный. Да, на первый взгляд здесь есть результаты. Так, по итогам 2011 года товарооборот между Узбекистаном и Россией увеличился на 9% и достиг максимального показателя за весь период сотрудничества - $6 млрд. 700 млн. По итогам 10 месяцев текущего года объем взаимной торговли превысил $6 млрд. 300 млн. с ростом на 8%. В Узбекистане функционируют более 850 предприятий с участием российского капитала в таких отраслях экономики, как энергетика, транспорт, коммуникации, машиностроение, электротехника, производство строительных материалов, текстильная, пищевая промышленность. Но, как отметила узбекская сторона, в российских инвестициях в экономику Узбекистана существует определенный перекос. На протяжении последних лет российские инвестиции вкладываются в основном в нефтегазовую сферу. Это почти 80% всех инвестиций из России", - отметил узбекский специалист. По его данным, "Узбекистан реализует стратегию форсированного индустриального развития, одним из важнейших компонентов которой является модернизация и техническое перевооружение отраслей промышленности. В рамках данной программы предусматривается финансирование в объеме около 30 млрд. долл. США до 2017 года. Однако, участие российского бизнеса в проектах модернизации остается пока слабым и эпизодическим. И принятие Программы экономического сотрудничества между республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 2013-2017 годы и планов мероприятий по ее реализации, а также Соглашения о взаимной защите и поощрения инвестиций, о чем было заявлено в ходе заседания, позволит значительно расширить масштабы инвестиционного сотрудничества между двумя странами", - уверен специалист.

Второй момент касается водной энергетики региона.

"Подписанное в ходе визита президента РФ Путина в Киргизию осенью 2012 года, между Россией и Киргизией Соглашение о строительстве и эксплуатации каскада Верхненарынских ГЭС (их будет 4) и Камбаратинской ГЭС-1 стало серьезным вызовом в процессе решения водно-энергетических проблем в Центральной Азии. В случае реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 будет серьезно нарушен водно-энергетический баланс в регионе. И это не могло не вызывать вполне обоснованных опасений со стороны Узбекистана", - заметил Эргашев.

При этом, по его мнению, заявление руководителя российской делегации Дмитрия Козака, что "решения, которые вызывают сомнения в вопросе распределения водных ресурсов, должны подвергаться независимой экспертизе" может восприниматься как признак того, что в России прислушались к мнению Узбекистана. "Если решение о необходимости проведения международной независимой экономической экспертизы проекта Камбаратинской ГЭС-1 будет реализовано, оно однозначно станет фактором, снижающим градус напряженности в водно-энергетических вопросах в регионе", - заключил узбекский эксперт.