Разложение и коррупция в руководстве российским образованием достигли за 20 лет критических значений. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал председатель Рязанского отделения Российской ассоциации политической науки, профессор Рязанского государственного университета Владимир Авдонин, комментируя заявление Ученого совета филологического факультета Московского госуниверситета.

"В заявлении в основном перечислены проблемы образования, близкие филологам как специалистам. С этими оценками специалистов, видимо, можно согласиться. Им - виднее. Выходов на общие, в том числе политические оценки там не так много, но они тоже есть. Прежде всего, там критикуется Минобрнауки. Безусловно, с этим можно согласиться. Разложение и коррупция в руководстве российским образованием достигли за 20 лет критических значений. Не думаю, что там есть какая-то "политика" (например, направленная на воспитание "потребителей", как сказано в заявлении). Политики - нет, есть полностью разложившийся и коррумпированный госаппарат", - считает политолог.

По мнению Владимира Авдонина, обстановка и в вузах, и в школах действительно напряженная. "Недовольства и возмущений - в избытке. Но протеста - боятся. Пока ни учителя, ни преподаватели вузов, ни студенты перебороть страх не готовы, родители - тоже. Поэтому специальных протестов по образованию, скорее всего, не будет. Кто-то, может быть, будет присоединяться к протестам оппозиции, внося туда проблематику образования".

"За 20 лет разложения системы управления образованием ее загнали в "ловушку". Сейчас любой "диалог", "реформа", "обновление" уже невозможен. Реальное обновление системы требует смены всего правящего образованием слоя, а это вызовет коллапс всей отрасли. Как выйти из этой ловушки - сказать трудно. Пока люди (кто может) в основном реагируют, разбегаясь из этой системы. Но, скорее всего, какой-то выход "придумает" сама жизнь", - считает профессор.

Как напоминает ИА REGNUM, в конце ноября на заседании Ученого совета МГУ было принято обращение, подписанное профессорами вуза. В нем содержится резкая критика реформ, проводимых Минобрнауки - как в общем образовании, так и в высшей школе. Так, указывается, на "катастрофу как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности". По мнению подписавших обращение, "управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования". В ближайшей перспективе, если тенденция сохранится, организация курсов ликвидации неграмотности по образцу тех, что создавались в СССР на заре "всеобуча", - говорится в обращении.