Андрей Епифанцев: Абхазии восстановление ж/д сообщения с Грузией не нужно и даже вредно
Армения, 15 ноября, 2012, 22:03 — ИА Регнум. Возобновление функционирования железной дороги из России через Абхазию и Грузию в Армению может встретить препятствия не только со стороны Азербайджана, но и Абхазии.
В отношении Азербайджана все предельно понятно. Эта дорога будет означать прорыв блокады Армении, а, значит, конец доктрины создания невыносимой ситуации для Армении, которую Азербайджан тщательно выстраивал в течение 20 лет. Если возможность возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана уже сейчас выглядит крайне иллюзорной, то в этом случае она станет, наверное, полностью нереальной.
В случае с Абхазией наблюдается иная ситуация. С экономической точки зрения железная дорога Абхазии не нужна - у нее нет товаров, которые она могла бы экспортировать в Грузию, а те, что есть и те, что нужны, свободно вывозятся в Россию и Турцию и завозятся оттуда же. Квалифицированного персонала, который мог бы обслуживать железную дорогу, в Абхазии тоже нет, равно как и средств на ее запуск и функционирование.
Теоретически, в Абхазии могут существовать некоторые частные предприниматели, в интересах которых было бы наличие железнодорожного сообщения, однако их количество и вес в абхазском обществе настолько минимальны, что всерьез о них говорить не приходится.
Главное же, чего нет в современной Абхазии - у нее нет потребности в зарабатывании денег на свое существование с помощью этой дороги, т.к. все необходимое она и так получит из российского бюджета - с дорогой или без. То есть, с точки зрения экономики и зарабатывания денег на жизнь дорога Абхазии не нужна.
С политической же стороны, в рамках той концепции строительства абхазского государства, которую мы имеем сейчас, эта дорога Абхазии даже вредна. В Абхазии строится (и уже во многом построено) закрытое государство этнократического типа, не развивающее экономику, хронически не проводящее реформы, существующее за счет российского налогоплательщика и традиционно объясняющее собственную отсталость, а временами и средневековую дикость, поствоенным синдромом войны двадцатилетней давности. Дополнительные контакты с Грузией такому государству не нужны или они будут обуславливаться рядом требований, невыполнимость которых известна заранее.
В результате, может получиться ситуация, когда государство, во всем зависящее от России и живущее на ее деньги, будет вести политику, вредящую интересам России, а сама Россия, как старый и опытный камикадзе, будет этот танец маленьких лебедей с саблями только поощрять, как она делает и сейчас. В общечеловеческом же плане, такая политика закрытости будет означать, что Абхазия, сама немало пострадавшая от блокады со стороны России в начале 2000-х гг., устраивает такую же блокаду в отношении же Армении, которой железная дорога в Россию нужна как воздух.
Нельзя исключать, что если Россия надавит на президента Абхазии Александра Анкваба, тот даст свое разрешение на открытие дороги, но в абхазском обществе этот шаг будет воспринят негативно, что ослабит позиции Анкваба, и без того не самые сильные.
В настоящих условиях, от российских властей необходимо быстрее определиться в вопросах восстановления отношений с Грузией, что включало бы в себя публичное оглашение официальной позиции нашей страны по поводу условий такового восстановления, в том числе и в отношении транскавказской железной дороги. Чем дольше этот вопрос будет затягиваться, тем сложнее будет идти процесс урегулирования.
Глава аналитического бюро Alte Et Certe Андрей Епифанцев
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- По делу Тимура Иванова суд арестовал коллекцию ретроавтомобилей
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте