Наталья Эфендиева: Духless. Локальная победа российского кинематографа
Москва, 17 октября, 2012, 19:39 — ИА Регнум. В первый прокатный четверг октября случилось поразительное. Экранизация романа Сергея Минаева "Духless", сделанная Романом Прыгуновым, в первый же день выхода резко и резво обошла голливудские релизы - вторую "Заложницу", четвертого "Универсального солдата" и "Порочную страсть" - и собрал почти миллион долларов (29 500 000 руб.). Сухие цифры первого кинотеатрального уик-энда и вовсе возвестили о триумфе отечественной картины в этом временном промежутке. "Духless" (666 копий) - 5 168 610 долл. (161 208 957 руб.), "Заложница-2" (750 копий) - 1 988 050 долл. (62 007 293 руб.), "Порочная страсть" (370 копий) - 858 348 долл. (26 771 868 руб.), "Универсальный солдат-4" (420 копий) - 361 50411 долл. (11 275 300 руб.). Победа (хоть и локальная) одной российской картины над превосходящими голливудскими силами несомненно приятна и греет души тех еще окончательно не утративших веру, надежду и любовь к родной широкоэкранной продукции. Однако вот так вот брать и заявлять о возрождении интереса отечественного зрителя к отечественному же кино все-таки рановато. Хотя уже вышедшим во второй октябрьский уик-энд российским картинам и тем, что еще готовятся, в оставшиеся два с половиной месяца возможно и удастся начать разворачивать публику к родному кино передом.
На протяжении предыдущих 9 месяцев российские фильмы из тех, что рассматривались как зрительские хиты и выпускались копиями числом под тысячу, раз за разом надежд не оправдывали. Их обходил и мощный голливудский блок (с чем все, кажется, давно смирились как с неизбежным злом) и европейские картины. Среди не сумевших реализовать потенциал - "Ржевский против Наполеона", "Август. Восьмого", "Шпион", "Матч" и, что особенно печально и обидно, "Орда", явно выделяющаяся в этом ряду качеством замысла и исполнения. За исключением продукта, сработанного Марюсом Вайсбергом, жанр остальных картин тяготеет к экшену, замешанному на драме в конкретных исторических обстоятельствах. Но даже использование памятного исторического контекста, звездных актерских составов, известного литературного первоисточника ("Шпион"), премии международного кинофестиваля ("Орда") не помогло их создателям переключить внимание россиян с американской и европейской продукции. На этом фоне успешнее оказались фильмы, чьи бюджеты были не слишком высоки: "Тот еще Карлосон", "Мамы", "Самоубийцы", "8 первых свиданий", "Няньки". По всему выходит, что для российского зрителя из всех жанров важнейшим, а для продюсеров - доходным, становится комедия. Хотя к этому развеселому жанру названные картины можно причислить разве что по формальным признакам. Судя по юмору и сюжетным поворотам, культурными героями и вдохновляющими ориентирами в мире кино для Сарика Андреасяна, Егора Баранова, Александра Маляревского, Ашота Кещяна являются братья Уайанс, Джим Абрахамс и Дэвид Цукер вкупе с Лесли Нильсеном. Впрочем, по части низкопробного юмора некоторые из названных режиссеров переплевывают даже американских коллег. И попутно отвращают родную публику от картин более достойных Ибо сочетание "российский фильм" с некоторых пор сделалось синонимом недоброкачественной кинопродукции, которую смотрят либо кинокритики (по рабочей обязанности), либо совсем уж отчаянные фанаты отечественного кинематографа. Меж тем фильмы, которые стоит посмотреть в программном порядке, невольно могут попасть под раздачу.
На фоне бесконечных и до сих пор не вылившихся во что-нибудь путное разговоров на предмет спасения российского кинематографа (для кого - тоже не последний вопрос), доверие к нему то, покряхтывая, начинает восстанавливаться, то вновь активно подрывается. Сможет ли интерес, вызванный "Духlessом", распространиться и на выходящие вслед за ним нестыдные отечественные киноработы, будет понятно спустя время. Среди них "Пока ночь не разлучит" Бориса Хлебникова, "Последняя сказка Риты" Ренаты Литвиновой, "Измена" Кирилла Серебренникова, "Я тоже хочу" Алексея Балабанова, "Рассказы" Михаила Сегала, "Со мною вот что происходит" Виктора Шамирова. Побиться за первые строчки кассовых рейтингов этим фильмам вряд ли удастся - выпустить большое количество дистрибьюторы все-таки не рискуют. Зато, с небольшим интервалом во времени, эти режиссеры напомнят, что российское кино может быть не только конкурентно-, но и жизнеспособным. Первые же две картины заслуживают отдельного разговора.
"Пока ночь не разлучит"
Фильм, состоящий из расходящихся и сходящихся линий, с кучей узнаваемых типажей, сыгранных родными кино-, театральными и шоубизнесовыми звездами, массой забавных ситуаций и моментов, Хлебников снял всего за 100 тысяч долларов. Гонорары же съемочной группе и актерам обещаны в виде процента от заработанного в прокате. Симпатичная история про посетителей пафосного московского ресторана и его работников не претендует ни на какие-либо глобальные обобщения, ни на глубину и ширину исследований по поводу современного общества, и вообще не заморачивается на сколь-нибудь серьезные темы. Эпизоды здесь нанизываются один на другой, какие-то провисают и остаются незавершенными, какие-то развиваются и подводят к кульминации. Вялое буржуазно-гламурное времяпрепровождение перебивается кухонными эпизодами, где тоже вполне себе узнаваемые персонажи во главе с колоритным шеф-поваром носятся туда-сюда, матерятся, вызволяют из кутузки своего сотоварища. Авторское сочувствие и понимание явно на стороне последних. Финальная же драка, к которой история несется на полном ходу, порадует всех, кто хоть когда-нибудь соприкасался с чудным и светлым миром чистогана.
"Последняя сказка Риты"
Рената Литвинова свою вторую картину предпочла снять за собственные деньги. 300 тысяч у. е, о чем она и сообщила на пресс-конференции. Дабы недалекие продюсеры не мешали творить и воплощать на целлулоиде все, что ей как сценаристу, режиссеру и актрисе кажется важным и нужным. А важным и нужным ей кажутся вопросы жизни и смерти. Собственно, сама Литвинова и исполнила здесь главные роли: Смерти (в загробном мире) и медсестры Тани Неубивко (в людском). Очевидно, что смерть, как некое завершающее событие в жизни кого угодно (хоть хорька, хоть человека), у Ренаты Литвиновой вызывает какое-то особое отношение с оттенком иронии и ёрничества, что только добавляет обаяния происходящему на экране. История, несмотря на драматизм, трагизм и печаль по поводу близкой кончины девушки по имени Маргариты Готье (Ольга Кузина), снята, как и ожидалось, невероятно красиво. У Литвиновой даже полуразвалившийся корпус больницы и облезлый больничный двор и то выглядят стильно и эстетически радуют глаз. И без злободневного контекста тоже не обошлось. Всю дорогу Таня Неубивко таскает с собой радиоприёмник, по которому безжизненным дикторским голосом сообщается о разрушении очередного памятника архитектуры. На той же пресс-конференции госпожа Литвинова сообщила присутствующим примерно следующее: "Мне бы очень хотелось, чтобы души чиновников, уничтожающих всю эту прекрасную архитектуру, после смерти переселились в те страшные, уродливые здания, которые строятся с их согласия". После просмотра "Сказки" можно быть уверенным, что чиновные души вряд ли сопроводит в мир иной такая красивая и игривая Смерть какой она оказывается в исполнении Ренаты Литвиновой.
Основное же, что отличает названных режиссеров (и еще несколько не названных) от большинства коллег это умение заставить актеров жить на экране, быть органичными, а не кривляться, соединить эту игру с фоном и сделать героев и сюжетные коллизии достоверными и даже - универсальными для зрителей не только российских, но и стран СНГ.
- В Ростове-на-Дону вынесли приговор по делу о массовом убийстве в Волновахе
- ВСУ не смогут вывести бойцов из «котлов» в Курской области, заявил военкор
- Сыновей Успешной Миллиардерши задержали за драку со стрельбой в Химках
- Источник: Михалков подал многомиллионный иск к Украине из-за Крыма
- Рояль, которому выпал флеш-рояль: Telegram-голоса страны и о стране