Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) подготовили доклад, в котором оценили риски для государственных финансов стран СНГ в свете текущей мировой нестабильности, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе банка.

В докладе анализируется влияние повышенной турбулентности в мировой экономике на государственные финансы стран СНГ. По мнению докладчиков, инструментом выхода из долгового кризиса является создание прочных механизмов стабилизации, на что потребуется 5-10 лет. Аналитики ЕАБР рассмотрели каналы трансмиссии рисков мирового кризиса на национальные бюджетные системы стран СНГ, возможные сценарии развития мирового кризиса с учетом национальных особенностей бюджетных систем данных стран.

"В настоящий момент существует несколько глобальных факторов риска глубокой рецессии в мировом масштабе, - подчеркивает один из авторов проекта Директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров. - Во-первых, возможно дальнейшее углубление долгового кризиса еврозоны. Во-вторых, не исключено возникновение кризиса доверия, обусловленного недостаточной разработкой и реализацией планов среднесрочной бюджетной консолидации на федеральном уровне США. В-третьих, не исключен крупный долговой кризис на уровне штатов и муниципалитетов США. В-четвертых, существует возможность жесткой посадки по причине схлопывания пузыря на рынке недвижимости и "плохих" банковских активов на фоне замедления потенциального экономического роста в Китае".

Падение нефтяных цен, считают авторы доклада, приведут к тому, что зависимые от экспорта углеводородов экономики стран СНГ пострадают от снижения экспортных доходов и ухудшения доступа к внешнему финансированию, важного для частного сектора. "Чистые импортеры энергоресурсов страдают как от шока внешнего спроса на традиционных рынках, и от запретительно высокой цены внешних заимствований, а также снижения поступлений от трудовых мигрантов", - отметили в ЕАБР.

"Анализ бюджетной политики в рассматриваемых странах свидетельствует, что в годы, предшествующие кризису (2007-2008),налогово-бюджетная политика в странах СНГ носила, как правило, проциклический характер. В годы кризиса (2009-2010) правительствами стран СНГ за редким исключением проводилась стимулирующая контрциклическая политика, однако в 2011 году она опять вернулась в докризисное проциклическое русло. В целом, за последние несколько лет фискальная политика носила выраженный пассивный характер (в определенной степени за исключением бюджетной политики России)", - подчеркнули эксперты банка.

Доклад был рассмотрен участниками постоянного совещания глав Минфинов стран СНГ в рамках V Астанинского экономического форума. "Авторы доклада дали рекомендации по мерам фискальной политики государств в условиях текущей мировой нестабильности, а также предложили региональные финансовые инициативы и способы координации макроэкономической политики", - говорится в комментарии к докладу, который опубликован на сайте ЕАБР.

Как сообщало ИА REGNUM, в опубликованном ЕАБР документе "Письмо о намерениях", датированным 13 июня 2012 года и подписанным председателем Совмина Белоруссии и председателем правления Нацбанка Белоруссии, говорится: в бюджете 2012 года предусмотрено повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Будут последовательно повышаться тарифы на услуги транспорта. После парламентской кампании 2012 года в Белоруссии были повышены цены на услуги транспорта - коммунального и маршрутных такси, выросли цены на продукты питания, бензин, а также другие товары и услуги. Власти намерены и в дальнейшем повышать стоимость социально значимых товаров и услуг. Второй год Белоруссия удерживает лидерство по росту инфляции. При этом официальный Минск получает кредитную поддержку Антикризисного фонда ЕврАзЭС (ЕАБР распределяет средства кредита).