"Надо работать последовательно, step by step, шаг за шагом", - определила основной принцип работы муниципальной власти в беседе с корреспондентом ИА REGNUM исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области" член Общественной палаты Ленобласти Александра Бондарь. В интервью агентству она рассказала о своих каждодневных делах и участии в деятельности Общественной палаты региона.

ИА REGNUM: Что Вы думаете о нынешнем составе палаты?

Считаю его сильным. Основной костяк - хорошо юридически подкованные люди, остались из прежнего созыва. С ними легко работать. Многие могут самостоятельно писать серьёзные нормативные акты, а это сложная юридическая работа.

ИА REGNUM: Каким образом строится ваша работа вне заседаний?

Понятно, что она состоит не только из заседаний палаты и обсуждениями разных вопросов внутри комиссий. С начала года мы объездили целый ряд районов: Тихвинский, Бокситогорский, Выборгский, Тосненский, Гатчинский и другие. Организуют встречи, на которых речь идёт о проблемах и возможных путях их решения, органы местного самоуправления с приглашением руководителей общественных формирований. Слушаем муниципалов, но в первую очередь - руководителей общественных организаций.

ИА REGNUM: Какого рода проблемы приходится, по большей части, решать?

Естественно, вопросы социально значимые. В Тихвинском районе нам, например, общественная организация инвалидов рассказала, что большая проблема - вывезти такого человека на прием к врачу в Санкт-Петербург. Проблема была бы снята, если бы за социальной службой был закреплён специальный транспорт, который вместил бы инвалидную коляску. Мы обратились от имени членов Общественной палаты с соответствующими предложениями к исполнительной власти - просили предусмотреть возможность покупки специализированного транспорта.

ИА REGNUM: Какую задачу палаты считаете ключевой?

Слушать голос общественности. В общественных организациях лучше знают потребности той или иной категории жителей региона - круг людей, которыми непосредственно занимаются. Важно делать всё, чтобы полезные инициативы "третьего сектора" развивались.

ИА REGNUM: Удавалось ли как-то корректировать законодательство?

Общественная палата напористо выступала с предложениями принять закон о поддержке некоммерческих организаций (НКО) в Ленобласти. Сами подготовили проект закона, плотно работали с депутатами, выступали в различных комиссиях, писали письма. В итоге - он принят. Теперь наша задача - добиться того, чтобы в регионе была принята собственная программа поддержки некоммерческих организаций на 2013 году. Объясню, почему это важно. Если мы свою программу не примем, денег из федеральной казны не дождёмся. Знаю, что Петербург в 2012 году на поддержку общественных некоммерческих организаций получил примерно 50 млн рублей. Деньги, пусть небольшие, необходимы некоммерческим организациям, для которых это - подспорье.

ИА REGNUM: Каким образом взаимодействуете с российской Общественной палатой?

На нас вышла Общественная палата России с предложением поучаствовать в федеральном конкурсе некоммерческих организаций, и спасибо огромное членам нашей региональной палаты и муниципалам - благодаря их усилиям, мы собрали проекты меньше чем за неделю, все оформили и отослали в Москву. В столицу "ушло" примерно 40 проектов, и это немало. Коллеги их на своем заседании должны рассмотреть и предложить какую-то часть для финансирования через Минрегионразвития РФ.

ИА REGNUM: Горячих вопросов много. Возможно, что-то обсуждались с участием специалистов Санкт-Петербурга?

Конечно, коллеги из Санкт-Петербурга и наши, областные, делились, например, опытом работы с бездомными, рассказывали о ночлежных домах, пунктах социальной помощи, социальном сопровождении лиц БОМЖ. Мы вместе думали, каким образом усовершенствовать работу.

ИА REGNUM: Какие ещё инициативы считаете важными?

Мы проводили слушания по закону Ленобласти "О безнадзорных животных". Причиной стали многочисленные обращения, поступившие из районов, связанных с тем, что дачники и садоводы бросают животных, с которыми общались все лето. Осенью местным жителям страшно ходить по улицам. Но, по закону, муниципалы не имеют права расходовать на работу с безнадзорными животными местные бюджеты. Объяснить это гражданам трудно - практически невозможно. Люди продолжают настаивать, они говорят: "Сделайте что-нибудь!" Муниципальная власть нанимает людей, платит им деньги, люди работают, отлавливают собак, куда-то вывозят, им платят, а потом приходит прокурор и говорит о не законном, не целевом использовании средств.

ИА REGNUM: Что же в связи с этим делать?

Слушания были бурными. Выступали представители общественных организаций. Мы изучили опыт города Выборга, где есть приют для бездомных собак, которых собирают, лечат, ставят опознавательные чипы. Прежних "потеряшек" даже самолетом вывозили в Германию или в Финляндию. У выборжан учимся гуманному обращению с животными. Надеемся добиться, чтобы муниципальные органы передали государственные функции, которые имеют гуманное название: "отлов и содержание домашних животных". Заметьте, не отлов или отстрел - содержание. Верный подход: животных жаль, у них нет прав, кроме единственного права - жить.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о сегодняшних инициативах...

Готовим к обсуждению такой вопрос: развитие сельского туризма как форма самоорганизации населения. Наши сельские жители - люди, в основном, небогатые, и чем дальше от районного центра и Санкт-Петербурга, тем сложнее им выживать. Вместе с тем, Ленинградская область имеет высокий туристический потенциал, что признают специалисты в этой области и эксперты.

ИА REGNUM: Наверняка имеются и горячие точки, связанные с ЖКХ, с обеспечением жителей теплом?

Конечно. Сложная ситуация в Сосновом Бору. Ближайшую зиму этот город-спутник атомной энергетики переживёт, что гарантировал губернатор, который ещё летом обращался с этой проблемой в "Росатом". Но нам важно знать о дальнейших перспективах. Закончится год, и снова встанет проблема: люди должны жить в тёплых домах. Если будем знать, что на ЛАЭС в этом смысле надежды нет, потому что полным ходом развернута стройка, и нельзя рассчитывать на мощности станции, значит, надо строить свои котельные. Пока нет определённости с тем, как быть дальше.

ИА REGNUM: Сегодня все говорят о необходимости реформировать муниципальную власть. Что думаете об этом?

Безусловно, ни одна система не может существовать в застывших формах. Муниципальное образование прошло два этапа: до 2006 года и после, когда сложилась достаточно устойчивая форма - 221 муниципальное образование на территории Ленобласти, и все - разновеликие. Несколько десятков из них, работающих в тех поселениях, где есть предприятия, обеспечивающие стабильность, можно считать самодостаточными. Остальные дотируемые. Причем методика дотирования у нас как установлена ещё в 2006 году, на момент вступления в силу 131-го ФЗ, так и сохраняется. Корректировка осуществляется только на коэффициент инфляции, расчёты основываются на количестве фактически проживающего населения.

ИА REGNUM: И это неправильно?

Конечно же, нет. Расчеты не зависят, например, от площади поселения. Взять хотя бы Важинское Подпорожского района Ленобласти - протяжённость 80 километров. В нескольких десятках деревень - живые люди, с которыми надо работать. В этом году, слава богу, введён коэффициент плотности населения, а до 2012 года такого показателя не было. Есть муниципальные образования, активно участвующие в региональных и федеральных программах. Есть такие, где привлеченные средства составляют два собственных бюджета, а норматив затрат на его выполнение тот же самый, что у соседа, работающего без участия в программах. И в конце года особенно отличившийся трудолюбием глава получает выговор за перерасход фонда зарплаты. А ведь для того чтобы два бюджета освоить, попасть в федеральную программу, надо многое сделать: тонну бумаг написать, выдержать массу проверок. Получается известный парадокс: инициатива наказуема, у того, кто меньше работает, нет с бюджетом проблем, он - молодец.

ИА REGNUM: Что же в связи с этим следует сделать?

Мы должны привести в соответствие с объёмами финансирования полномочия, фактически осуществляемые муниципальным образованием. Я за то, чтобы мы посмотрели реально, кто как работает, кто и что исполняет. Оценкой эффективности работы органа местного самоуправления могут стать такие показатели, как объемы местных налогов, как число и качество исполнения программ, количество привлечённых средств. А главное моё убеждение: ключевые вопросы о слиянии, уничтожении, разделении муниципальных образований - без участия населения решать нельзя. Надо сначала узнать мнение народа, именно на нём должны быть основаны любые решения.

ИА REGNUM: Много вопросов сейчас возникает в связи с предвыборными конфликтами. Можно ли их, по-вашему, избежать?

Показателен сегодняшний пример поселка имени Тельмана, куда буквально въехал Троянский конь - 53 самовыдвиженца попытались зарегистрироваться...

Как только начинаются выборы в органы местной власти, местное население оказывается в эпицентре напряженности, люди переживают атаки выдвиженцев, многие из которых мало что знают о том, что происходит там, где они намерены стать народными избранниками. Детально не разбиралась с ситуацией в поселке имени Тельмана Тосненского района, и не могу сказать, с какой целью многие люди стремятся туда во власть, но знаю, что территории, прилегающие к Санкт-Петербургу, часто трясет от возникающих коллизий. Нормой стало проникновение в муниципальные образования Ленинградской области "Троянских коней" - претендентов на депутатские мандаты - выходцев из других территорий,, но, надеюсь, население, имея большой опыт, сумеет сделать правильный выбор.

ИА REGNUM: Можно ли их, по-вашему, избежать подобных ситуаций?

Депутаты Бугровского сельского поселения Всеволожского района вышли с разумной, на мой взгляд, законотворческой инициативой ввести в выборную систему на местах определённые ограничения. Если человек никогда не проживал там, где намерен быть избран, ему неизвестны в должной мере местные проблемы, он не имеет права баллотироваться в местные органы. Но, к сожалению, пока таких правил в законодательстве нет".

ИА REGNUM: Считаются ли органы государственной власти Ленобласти с мнением членов Общественной палаты?

Безусловно. Взаимодействуют с нами, всегда приходят на слушания, готовят материалы, отчитываются, понимая, что Общественная палата выражает интересы общества - собственно тех людей, для которых они работают.

ИА REGNUM: Многие полагают, что история муниципальной власти - недавняя. Но ведь, кажется, это не так?

Следует вспомнить, что 1 января 2014 года исполнится 150 лет земству в России. В этот день, в 1864 году Александр II подписал положение о Земствах в России. И ещё до этого Екатерина II учредила вольность части крупных городов - то есть, по сути, ввела там местное самоуправление, разрешив создавать органы общественного самоуправления. Тихвин, например, вошёл в состав Газнейского союза городов. Но, собственно, основа современной системы административно-территориального деления России было учреждено именно Александром II - только тогда были уезды и волости, а сейчас - районы, поселения. Кстати, у нас есть образец того, каким могло бы быть местное самоуправление в России, если бы не случилось революции. Примером тому служит наша ближайшая соседка - Финляндия, отделившаяся от России в известные времена.

ИА REGNUM: Там, Вы хотите сказать, более весомо слово муниципального депутата...

Совершенно верно, в Финляндии все происходит разумно и очень спокойно. Депутат принимает решение с учётом мнения населения. Муниципальная власть работает последовательно, step by step, шаг за шагом - мы должны поступать также. Не имеем права рубить шашкой. Дело в том, что каждое слово, произнесенное руководителем, отзывается в душах тех, кого это касается. Не учитывать такого подхода мы не имеем права.

Беседовала Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

В Общественную палату Ленобласти Александра Бондарь была избрана осенью 2011 года. Входит в состав комиссии по административно-территориальному устройству и местному самоуправлению, по взаимодействию с органами государственной власти и местным самоуправлением. Автор шести сборников: "Местное самоуправление в Ленинградской области: с 2006 по 2011 год".