Наталья Эфендиева: Кому помешал сербский "Клип"?
Москва, 20 сентября, 2012, 00:13 — ИА Регнум. С начала работы обновлённого Министерства культуры РФ, ведомство совершило первую заметную акцию, а именно: 10 августа выдало официальный отказ компании "Кино без границ" на прокатное удостоверение для фильма "Клип" (режиссер Майя Милош, Сербия). Призера Роттердамского кинофестиваля-2012 планировалось выпустить 30 августа. Заместитель министра Иван Демидов, курирующий кинематографию и модернизационные программы, наложил запрет на показ данной кинокартины. Правда, предварительно с ней ознакомившись. Согласно документу, сканированную копию которого глава "Кино без границ" Сэм Клебанов выложил на своей странице в фейсбуке отказ мотивируется тем, что в фильме используется обсценная лексика, содержатся сцены распития спиртных напитков и употребления наркотиков, "а также материалы порнографического характера". К слову, в официальной бумаге давалась ссылка на закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступил в силу лишь 1 сентября. Такова завязка.
Спасите детские души...
Не понятно, на каком основании Министерство культуры и лично замминистра присвоили себе цензорские функции. В положении о Министерстве культуры (основном документе регламентирующем деятельность Министерства) нет никакой информации о том, что в полномочия данного ведомства входит и цензура. Правда, согласно постановлению Правительства РФ N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" от 28 апреля 1993 года (с изменениями от 17 ноября 2000 года и 26 января 2007 года) главное культурное ведомство страны может отказать в прокатном документе, если будут нарушены правила оформления и выдачи удостоверения, а также - в иных случаях. Понятие "иных случаев" в постановлении не раскрывается. Видимо, картина "Клип" относится как раз к этой категории. Отчего чиновники не воспользовались приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии № 112 от 15 марта 2005 года, который как раз и регламентирует демонстрацию аудиовизуальных произведений согласно возрастным категориям и присвоить "18+" - остается загадкой.
Борьбу за подростковые души, если и следует начинать, то уж точно не с этого конца. Сербский "Клип" предполагалось выпустить в 30 копиях, соответственно и прокатываться он мог бы на площадках 15-20. Меньше копий - меньше площадок. При таком раскладе расшатывание морально-этических устоев несовершеннолетних представляется делом неблагодарным. Любопытно, что никого не смущает присутствие на киноэкранах продукции сомнительных художественных достоинств, в промышленных масштабах, а скромная фестивальная картина - расстраивает и волнует.
Дистрибьютор "Кино без границ" работает на российском кинорынке с 1996 года (см. справку). За это время у компании сформировалась своя аудитория, совершеннолетняя, образованная и способная самостоятельно выбирать - что смотреть, а что пропустить. И в этом случае разговоры о гипотетическом растлении выглядят лишь сотрясанием воздуха. Прежде, чем принимать столь жесткие решения чиновникам стоило ознакомиться хотя бы со зрительской статистикой прокатываемых в России фильмов. В качестве простой арифметической иллюстрации: "Ржевский против Наполеона" вышел числом в 940 копий и увидело его 919 тысяч зрителей (сборы, правда, затраты не превысили). А самую коммерчески успешную в ограниченном прокате ленту "Вспоминая моих печальных шлюх" (Memoria de Mis Putas Tristes), вышедшую всего 8 копиями - 21 тысяча. Комментарии, надо полагать, излишни.
Королевский каперский патент
Новый закон предоставляет широкие возможности для демонстрации вкусовых предпочтений исполнителей разного ранга, усиленных верноподданническими чувствами. Естественно, показать действие закона (на момент отказа даже не имеющего силу) в отношении не самого крупного кинопрокатчика легче и проще. Ведь конфликтовать с киногигантами Минкульт вряд ли станет. А в случае с "Кино без границ" можно дать понять как будет работать закон, который и при небольшом умении превращается в королевский каперский патент.
Даже при беглом изучении нового закона очевидно - если обращаться с ним так как у нас уже привыкли поступать со множеством других нормативных актов, то фестивальное, артхаусное кино сначала загонят в угол, а оттуда - благополучно выдавят даже с тех немногочисленных киноплощадок, которые есть в его распоряжении. К неудовольствию официальных лиц, принимающих решения о выдаче прокатных удостоверений, режиссеры "кино не для всех" предпочитают не приноравливаться к зрительским вкусам и не миндальничать с публикой. Ни для кого не секрет, что по содержанию и уж тем более по форме такие фильмы отличаются как решительностью, так и бескомпромиссностью. Режут, что называется, по больным местам. Хотя радикальность и даже избыточность формы не всегда равняется глубине содержания. Грань, отделяющая скандальность, вульгарность и банальность от искусства тонка. И в таких случаях следует различать оттенки. Тем более, что фильма, где использование в сюжете откровенных сцен и нецензурной лексики, отталкивающий, маргинальный образ жизни героев и их поступки были оправданы, наберется не одна сотня. Не следует забывать, что эпизоды с обнаженной натурой, сценами насилия и прочие визуальные угрозы для психики легко отыскиваются в работах давно и повсеместно признанных режиссеров - Патрис Шеро, Такеши Китано, Майкл Уинтерботтом, Стивен Содерберг, Ким Ки-Дук, Дарен Аронофски, Пол Томас Андерсон, Педро Альмодовар, Роман Поланский, Мартин Скорсезе, Джоэл и Итан Коэны, Кэндзи Фукасаки и т.д.. По всему выходит, что запрещать к показу тогда придется чуть ли не каждого второго. Хотя среди них немало и обладателей премии "Оскар", и победителей Каннского, Берлинского, Венецианского и других престижных фестивалей.
То, что малолетних и несовершеннолетних следует ограждать от дурной информации ясно уже всем и давно. Но почему для этого надо отрезать прокатчикам легальные пути к зрителю, тем самым лишь возбуждая интерес к запрещенным произведениям - не ясно. Тем более, когда это касается компаний, взявших на себя труд прокатывать неформатное и небанальное кино, которого в России не так уж и много.
Собственно, компанию артхаусным работам без проблем составит и продукция студий-мейджоров. В группу риска попадают боевики, фильмы ужасов, триллеры, целый список отечественных комедий низкого пошиба, мелодрамы, кинокомиксы.
Например, в статье 5 пункт 2.6. говорится: "К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация <...> содержащая нецензурную брань". Прибавить к этому еще пункты 2.2 (употребление наркотиков) и 2.3 (допустимость насилия и (или) жестокости по отношению к людям или животным). Применить хотя бы 3 этих пункта и путь в кинотеатры будет заказан процентам 70 фильмов. Если уж совсем утрировать, то в результате на экране могут остаться фильмы, которые к реальной жизни не имеют ровным счетом никакого отношения и от которых сводит челюсти даже у непритязательных зрителей.
Можно, разумеется, подождать и посмотреть как будут, скажем, разворачиваться события вокруг выдачи разрешения на прокат фильму Хармони Корина "Отвязные каникулы" (Spring Breakers), участника последнего фестиваля в Венеции. Но вернее и надежнее наладить работу механизма, который позволит отслеживать выполнение системы возрастных рейтингов (с внятными формулировками) и со стороны прокатчиков, и со стороны кинотеатров.
А иначе получится - хотели, мол, сделать хорошо, получилось же как всегда. Тем более, что отечественные чиновники - не важно, на какую сферу распространяется их деятельность - чем дальше, тем больше напоминают персонажа из рассказов известного английского юмориста. Намерения того были замечательны, ибо долг свой он старался выполнять изо всех сил. Окружающим мешало лишь одно - "слишком уж он был усерден в исполнении, и действовал исходя из собственных, сильно преувеличенных представлений о своих обязанностях и ответственности". Вот и наши должностные лица упорно полагают, что исключительное право выбора что(!) смотреть, читать, изучать должно принадлежать лишь им. Исходя из собственных и явно преувеличенных представлений о своем предназначении.
Справка: Созданная в 1996 году частной шведской компанией Maywin Media AB, "Кино без границ" - первая дистрибьюторская кинокомпания в России и на территории СНГ, специализирующаяся на авторском кино. Учредитель и президент Кино Без Границ - известный кинопромоутер, продюсер и телеведущий Сэм Клебанов. В 2010 году 51% акций Кино Без Границ приобрел Александр Роднянский. "Кино без границ" - самый знаменитый серийный dvd- и кинобрэнд в России, и самый крупный дистрибьютор арт-кино в мире. В библиотеке компании находятся более четырехсот фильмов самых разных жанров из всех уголков планеты. Благодаря "Кино без границ" российский зритель открыл для себя такие режиссерские имена, как Такеши Китано (в каталоге "Кино без границ" - полная коллекция культового режиссера); Ким Ки-Дук, Чхан Ук-Пак, Цай Мин-Лянь, Фернандо Мейреллиш, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Майкл Уинтерботтом и многие другие. В 2007 году компания приступила к сбору коллекции мировой киноклассики - фильмов Жан-Люка Годара, Акиры Куросавы, Роя Андерссона, Сёхэя Имамуры, Валериана Боровчика, Вильгота Шемана, классического сериала "Затоiчи".
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- В Иркутске мужчина избил дочь и выбросил её из окна из-за внешнего вида
- С сайта налоговой исчез долг Блиновской на сумму 1,5 млрд рублей
- В результате атаки дронов на Славянск-на-Кубани повреждены 28 домов
- Россия продолжает наращивать эффективность проверок бизнеса