"Перед ФГУП "Росатомфлот" стоит задача - к 2018 году полностью отказаться от субсидирования из федерального бюджета". Об этом сегодня, 8 августа, в Санкт-Петербурге на круглом столе заявил заместитель генерального директора по развитию ФГУП "Росатомфлот" Станислав Головинский, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Головинский отметил, что перейти на самоокупаемость "Росатомфлот" сможет только при вводе в строй завода по сжижению газа компании "Ямал СПГ" на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

По словам Станислава Головинского, ФГУП "Росатомфлот" имеет два источника финансирования - выручка предприятия и федеральные субсидии. "Мы получаем субсидию из федерального бюджета на содержание объектов и использование атомной энергии, - пояснил Головинский. - Если в 2008 году мы получали 1,8 млрд рублей, то сегодня и на ближайшие 3 года государство планирует выделить 1,364 млрд рублей. То есть за четыре года "Росатомфлот" смог снизить нагрузку на федеральный бюджет в размере почти 600 млн рублей. При этом коммерческая выручка "Росатомфлота" растет. С 985 млн рублей в 2009 году она увеличилась до 1,9 млрд рублей в 2011 году. В 2012 планируется еще большее увеличение выручки".

Станислав Головинский рассказал об основных направлениях работы "Росатомфлота" сегодня: "Первое направление связано с вводом в Финском заливе портов Усть-Луга, Приморск и Высоцк, где благодаря стотысячным танкерам стали востребованы для их проводки и атомные ледоколы. В 2012 году в этих портах уже в плановом порядке работало два ледокола - "50 лет Победы" и "Россия". Они провели 322 судна, а общий грузопоток составил около 5 млн тонн".

При этом, как подчеркнул Головинский, "то не совсем то место, для чего создавался атомный ледокольный флот", но грузопоток Северного морского пути (Севморпути) сегодня составляет 3 млн тонн, поэтому деятельность в Финском заливе сегодня "очень важное направление для "Росатомфлота".

Второе направление работы "Росатомфлота" связано с Кольским полуостровом. "От Кандалакшского морского торгового порта производится вывоз углеводородного сырья в зимний период в Европу, летом - на восток", - сказал Головинский.

Одним из основных направлений деятельности "Росатомфлота" остается трасса Севморпути. Станислав Головинский пояснил: "Это направление в основном связано с обеспечением работы судов ОАО "ГМК Норильский никель". Компания построила суда класса ледоколы, и в проводке они не нуждаются. Но не могут двигаться самим с коммерческой скоростью -12-13 узлов - без атомных ледоколов они не могут. Поэтому в 2011 году "Росатом" и "Норильский никель" заключили трехлетний контракт".

Кроме того, по словам Головинского, "Росатомфлот" "заставил задуматься администрацию Суэцкого канала о том, что у них есть сильный конкурент". "Чтобы привлечь на трассу Севморпути грузовые танкера, мы снизили тарифа ниже уровня проводки через Суэцкий канал, - объяснил Головинский. - Если закон предлагает нам устанавливать 17 долларов США в сутки за проводку судна, то мы снизили до 4,5 долларов США". В 2011 году "Росатомфлот" увеличил грузопоток Севморпути со 120 тыс. тонн до 830 тыс. тонн.

Однако, по мнению Головинского, пока "Росатомфлот" работает "в системе значительной неопределенности" и дальнейшего резкого увеличения грузопотока в ближайшие три года не предвидится.

"Основной рост, благодаря которому "Росатомфлот" сможет отказаться от федерального субсидирования, наступит при вводе в строй завода по сжижению газа компании "Ямал СПГ" (основными акционерами ОАО "Ямал СПГ" на май 2012 являются компании "Новатэк" (80 % акций) и Total (20 %) - прим. ИА REGNUM) на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения (первая очередь должна быть запущена в 2016 году - прим. ИА REGNUM), а также при создании морского порта в Сабетте". При запуске трех очередей завода грузопоток из порта в Сабетте может составлять порядка 15 млн тонн. "Тогда атомный ледокольный флот станет и самоокупаемым, и прибыльным", - резюмировал Головинский.

Напомним, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Атомфлот" предназначено для обеспечения эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. В 2008 году ФГУП "Атомфлот" вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на основании Указа президента Российской Федерации "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. В настоящее время в состав действующего флота входят: четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы "Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"; два ледокола - "Таймыр" и "Вайгач" - с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" с реакторной установкой аналогичной мощности.