"Россия не будет вмешиваться в белорусско-шведский конфликт, ей хватает и других проблем с "братской республикой", - заявила 7 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог и журналист, руководитель гражданской кампании "Наш дом" Ольга Карач, комментируя очередное обострение отношений между Белоруссией и Европейским союзом, членом которого является Швеция.

Напомним, 3 августа белорусские оппозиционные издания распространили сообщение о "высылке" посла Швеции в Белоруссии Стефана Эрикссона. Государственные СМИ Белоруссии также сообщили о напряженности в белорусско-шведских отношениях, обосновывая официальную версию: Эрикссону, который был тесно связан с белорусской оппозицией и "вёл подрывную работу" против Белоруссии, не была продлена аккредитация, однако о "высылке" речи не идёт. В тот же день верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон заявила о своей обеспокоенности "решением властей Белоруссии выслать шведского посла Стефана Эрикссона", а глава МИД Швеции Карл Бильдт сообщил: "Режим Лукашенко выслал посла Швеции из-за его поддержки прав человека. Возмутительно".

Дипломатическому скандалу предшествовало ещё одно событие: 31 июля Александр Лукашенко снял руководителей Госпогранкомитета и командующего ВВС и ПВО Вооруженных сил Белоруссии за то, что они не остановили шведский самолёт, с борта которого были сброшены плюшевые игрушки с прикреплёнными к ним плакатами в защиту слова в Белоруссии. Многие увидели взаимосвязь между двумя событиями: "плюшевым десантом" 4 июля и "выдворением Эрикссона" 3 июля. Возможно, прямой взаимосвязи между "плюшевым десантом" и "выдворением Эрикссона" нет, и противники Александра Лукашенко искусственно связывают два этих события. Возможно, нежелание властей Белоруссии видеть на своей территории шведского посла есть частный случай давнего противостояния между Минском и Брюсселем, фундаментального конфликта интересов?

По мнению Карач, конфликт между Минском и Стокгольмом был вполне предсказуем: конфликт, в эпицентре которого оказался шведский посол, стал проявлением давнего противостояния политического руководства Белоруссии и Евросоюза. Руководитель гражданской кампании "Наш дом" отметила также, что поведение официального Минска не отличается новизной.

"Ничего неожиданного для Евросоюза Александр Лукашенко не сделал. Скорее убедил еще раз Евросоюз в том, что с ним не стоит иметь дело или стоит реагировать, как реагируют на хама, "выскочку" или невежливого человека, - сказала Карач. - Вне зависимости от того, что происходит сегодня со шведским посольством, сегодняшний курс Евросоюза продолжится по одной простой причине: в Европе не осталось "лоббистов" Александра Лукашенко. Не осталось ни одного европейского политика, который будет рисковать своей политической репутацией, чтобы, скажем так, "подписаться" за белорусского президента. Слишком много было случаев невыполнения им своих обязательств. Александр Григорьевич всех старательно убедил в том, что договориться с ним нельзя и что при попытках договориться он обязательно "кинет". Соответственно, и реакция европейских структур будет аналогичной".

Белорусский политолог полагает, что руководство союзной России не будет вмешиваться в белорусско-шведский конфликт. "Хотя России стоит задать вопрос белорусскому руководству: почему при таком гигантском объеме помощи и вливаний в защиту белорусской границы в итоге она оказалась "дырявой" как сито? Я думаю, что непублично такой вопрос был задан", - отметила Карач.

"В конце концов, высылать или не высылать посла - это действительно внутреннее дело Белоруссии, даже если это очевидная глупость, - считает Карач. - Шведы всегда старались сохранять нейтралитет и работать на "две стороны". Стефан Эрикссон в этой ситуации не был исключением. Но в шведской культуре есть одна особенность: шведы долго обдумывают ситуацию, анализируют ее, зато, когда решение принято, оно выполняется до конца".

Отметим, что в официальных изданиях Белоруссии при подаче события с "плюшевым десантом" акцент делался не на нарушение шведскими пилотами границы Союзного государства, а на незаконное пересечение государственной границы с Литвой - членом ЕС. Подчёркивалось, что "атака плюшевых мишек" продемонстрировала несостоятельность охраны границ Евросоюза, "европейской системы безопасности". Наряду с данной версией была озвучена ещё одна: шведские пилоты из пиар-компании Studio Total использовали "воздушный коридор", находясь в котором могли быть уверены в том, что их не собьют белорусские подразделения ВВС и ПВО. Именно поэтому, говорится в публикациях, тщетны попытки государственных СМИ Белоруссии сделать акцент на "нарушении европейских границ".

"Сейчас, несмотря на заявления двух сторон, шведы обдумывают ситуацию. И для белорусской стороны, насколько я знаю шведскую культуру, лучше тоже хорошо подумать, стоит ли нагнетать обстановку. Очевидно, что Александр Лукашенко сейчас оказался в комической роли Доктора Зло, над ним смеются и потешаются в Евросоюзе. Миф о "самой защищенной в мире белорусской границе" лопнул как мыльный пузырь, вскрыв самую главную болезнь белорусского режима - "показуху". Очень болезненная и неадекватная реакция Александра Григорьевича служит залогом того, что в Евросоюзе никто не будет реагировать на нарушение границы с Евросоюзом", - подытожила Карач.

Как сообщало ИА REGNUM, в отношении представителей официального Минска (243 физлиц и 32 предприятий) действуют санкции Евросоюза и США, к которым также присоединились их ближайшие союзники. ОБСЕ, Евросоюз, США и их союзники не признали президентскую кампанию 2010 года в Белоруссии соответствующей европейским стандартам свободных и демократических выборов, как и парламентскую кампанию 2008 года. ЕС, США и их партнёры не признали таковыми ни одни выборы с 1996 года в Белоруссии, они также не признают легитимность нынешнего Нацсобрания Белоруссии, переизбрание состава которого намечено на сентябрь 2012 года.

Напомним, весной 2012 года между Минском и Брюсселем активизировалась "дипломатическая война", ставшая симптомом очередного обострения противоречий. Послы стран ЕС покинули Минск в знак солидарности с послом Польши Лешеком Шерепкой и главой представительства ЕС в Белоруссии Майрой Морой, подчинившихся озвученным в конце февраля рекомендациям МИД Белоруссии покинуть республику. В конце апреля послы ЕС вернулись в Минск.