Эксперт: Беспомощность ОДКБ настораживает с учетом предстоящих событий в Афганистане
Москва, 11 июля, 2012, 18:13 — ИА Регнум. Беспомощность ОДКБ настораживает с учетом предстоящих событий в Афганистане - об этом, в интервью оппозиционной казахстанской газете "Республика" заявил политолог Рафик Сайфуллин, бывший советник президента Узбекистана Ислама Каримова. ИА REGNUM приводит интервью специалиста полностью.
Рафик Шамуруллаевич, хотелось бы все же узнать позицию узбекской стороны. Вероятно, это связано с решением проблем Афганистана. В чем, с Вашей точки зрения, основные разногласия стран ОДКБ во главе с Россией?
Прежде всего хотелось бы отметить, что ОДКБ за свою 20-летнюю историю не только себя ничем не зарекомендовала, но даже и не определилась концептуально со своими функциями и перспективами. Это тем более настораживает с учетом предстоящих событий в Афганистане (вывод войск США и их союзников), после чего мало кто возьмется прогнозировать ситуацию в этой стране, которая граничит с зоной ответственности ОДКБ. Однако все же участие Республики Узбекистан в ОДКБ и афганская проблематика - это раздельные темы, которые соприкасаются, но не так тесно взаимосвязаны, как это часто пытаются преподнести.
Можно ли действительно говорить, что Узбекистан пошел на примирение с Вашингтоном? Не рискует ли тем самым официальный Ташкент, учитывая, что, по мнению ряда экспертов, известные события 2005 года в Андижане были спровоцированы американцами?
Видимо, не вполне корректно говорить о некоем "примирении", оно все же наступает после периода войны или враждебности. Такого периода в отношениях между РУ и США не было. Были разногласия, в том числе в оценках упомянутых вами событий в Андижане в 2005 году. В настоящее время узбекско-американский диалог активно развивается и имеет неплохую динамику, что, согласитесь, лучше, чем разбрасываться взаимными обвинениями и упреками, поскольку ничего конструктивного из этого, как правило, не выходит.
Понятно, но можно ли в этом случае Узбекистану ожидать ухудшения торгово-экономических отношений со странами ЕЭП?
- Думаю, что нет. Развитие единого экономического пространства и перспективы ОДКБ - опять же разные темы. Бизнес и все, что с ним связано, развиваются по своей логике. Если есть возможность развивать прибыльные и высоколиквидные отрасли внешнеэкономического сотрудничества, то какой смысл их "прикрывать"?
И все же помнится, южные регионы Казахстана уже сталкивались с тем, что продукция из Узбекистана сюда просто не поступала. Тогда нас, грубо говоря, посадили на голодный паек...
Я полагаю, эти вопросы должны решаться на двустороннем уровне с участием как чиновников, так бизнесменов и коммерсантов на принципах взаимной заинтересованности. Если есть спрос, то найдется и предложение, все остальное решится в переговорном процессе. Были бы желание и воля, а не только амбиции.
Тем не менее, судя по публикациям в российской прессе, у ряда совместных российско-узбекских предприятий возникли серьезные проблемы с властями Узбекистана. Например, взять последнюю ситуацию с компанией МТС, которую обвинили в отмывании денег и уклонений уплаты от налогов. В этой связи вполне можно подумать об ухудшении отношений Узбекистана и России?
Мнение российских СМИ - это всего лишь мнение тех журналистов, которые в них работают или, простите, отрабатывают... Я бы не стал втискивать ситуацию вокруг компании МТС, а там были очевидные нарушения и злоупотребления, в общий контекст узбекско-российских отношений. Есть множество примеров успешной работы совместных узбекско-российских предприятий в других сферах. Да и в целом не стоит воспринимать решение о приостановлении членства РУ в ОДКБ как некий проамериканский и уж тем более антироссийский демарш. Узбекистан принимает решения в собственных национальных интересах, важнейшим из которых является приоритетное двустороннее сотрудничество на всех уровнях с РФ.
Не могу не спросить о миграционных процессах. Не опасается ли официальный Ташкент, что Москва и ее союзники начнут кампанию по массовой депортации узбекских граждан?
А смысл? Это не нужно Узбекистану. Это не нужно и России, тем более с прицелом Москвы на развитие интеграционных процессов, которые без участия в них Узбекистана будут не вполне полноценными и продуктивными. Кроме того, те, кто пытаются нагнетать атмосферу вокруг возможной массовой депортации узбекских граждан, должны представлять, что это очень хлопотное, технически сложное и весьма дорогостоящее дело, которое на практике кроме головной боли России ничего не добавит.
И в заключение еще один вопрос. В ряде российских и казахстанских СМИ прошла информация о возникших сложностях у одного из богатейших и влиятельнейших людей Узбекистана Гафура Рахимова, а также об отставке Гульнары Каримовой с поста посла РУ в Испании. Есть ли между этими двумя событиями какая-то связь или, быть может, это говорит о возникших серьезных внутриполитических проблемах в Вашей стране?
- Знаете, лично я не вижу никакой связи между упомянутыми событиями. К сожалению, часто появляются информационные потоки, а к ним и комментарии, которые являются продуктом буйной фантазии их авторов. Как-то недавно в московских кулуарных верхах мне довелось услышать интересное замечание, дословно: "К сожалению, мы (в Москве) не только не знаем Узбекистан, но даже не понимаем, что мы его не знаем". Есть ли в Узбекистане внутриполитические проблемы? Конечно, есть. А где их нет?! Главная проблема в том, как ускорить процесс модернизации деятельности управленческого аппарата, как в политической, так и социально-экономической и других сферах. Необходимо обеспечивать кадровую преемственность, расширять рынок свежих идей и др. Поверьте, у нас, как и во многих странах мира, над этими вопросами думают и думают серьезно. Вопрос в том, что и этот процесс также необходимо ускорять и стимулировать.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- В Лос-Анджелесе могли сгореть особняки высокопоставленных военных ВСУ
- Экс-посол Макфол назвал позором решение компаний США уплачивать налоги в РФ
- Джорджеску: базу НАТО в Румынии смогут использовать в войне против России
- В Абхазии погибли три человека, раненные при перестрелке в Сухуме