Узбекский эксперт: Двусторонние усилия по обеспечению безопасности в регионе возможны и без ОДКБ
Москва, 3 июля, 2012, 18:12 — ИА Регнум. Учитывая стремление Узбекистана к развитию двухсторонних отношений взамен, зачастую не очень эффективных, многосторонних форматов в рамках тех или иных интеграционных объединений, вполне возможен вариант интенсификации узбекско-российских отношений в сфере обеспечения безопасности в регионе. Об этом в блоге журнала "Экономическое обозрение" пишет узбекский политолог Бахтиёр Эргашев, комментируя недавнее приостановление членства Узбекистана в ОДКБ. ИА REGNUM, учитывая почти полное отсутствие в публичном поле мнений из Ташкента по этому вопросу, приводит тезисы эксперта полностью.
В конце июня Министерство иностранных дел Республики Узбекистан отправило ноту в Секретариат ОДКБ о приостановлении членства Узбекистана в данной Организации. Данный шаг Узбекистана широко обсуждается в аналитических и экспертных кругах. Тональность выступлений и оценок самая разнообразная - начиная от мстительно-злорадного - "им же будет хуже", до попыток объективного анализа проблем самой ОДКБ.
При этом большая часть оценок страдает одним недостатком - ситуация приостановления Узбекистаном своего членства в ОДКБ рассматривается как единовременный акт, без анализа того, как Узбекистан шел к этому решению.
На самом деле, почти сразу после принятия в июне 2009 решения о создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСОР) у Узбекистана возникли принципиальные разногласия по механизму голосования при принятии решений об использовании КСОР. Узбекистан настаивал на необходимости соблюдения принципа консенсуса при принятии решения на развертывание и применение контингентов КСОР.
Решение на развертывание и применение КСОР должно приниматься Советом коллективной безопасности только на основе консенсуса. Предложение отдельных государств ОДКБ о том, что решение на применение Коллективных сил принимается "с согласия Сторон, для которых настоящее Соглашение вступило в силу", для Узбекистана было абсолютно неприемлемо, так как в этом случае нарушается принцип консенсуса.
Особое мнение Узбекистана по Соглашению о КСОР было и по поводу того, что "Коллективные силы не могут использоваться как военная составляющая на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров и противостояния, которые могут возникнуть между этими государствами".
Как результат - Узбекистан не участвовал в формировании КСОР. Кроме того, Узбекистан не подписал Заявление о Миротворческих силах ОДКБ в декабре 2010 года.
Если говорить в целом, то Узбекистан дистанцировался от попыток превращения ОДКБ в инструмент решения внутриполитических проблем тех или иных членов Организации.
Особую актуальность нынешнее решение Ташкента приобретает во взаимоувязке с вопросами урегулирования ситуации в Афганистане. Учитывая то, что принципиальное решение о выводе войск западной коалиции из Афганистана принято, и с каждым днем приближается 2014 год, когда они будут выведены, воздействие афганского фактора на безопасность в регионе только будет усиливаться.
И здесь выходит второй аспект - это неэффективность ОДКБ в решении вопросов афганского урегулирования. ОДКБ в нынешнем виде так и не стал тем надежным механизмом, который был способен эффективно решать вопросы обеспечения безопасности среднеазиатских стран-членов ОДКБ, и в частности Узбекистана. Начиная от проникновения экстремистов, и заканчивая вопросами наркотрафика.
И поэтому, в данной ситуации версия о том, что Узбекистана вышел из ОДКБ, в обмен на какие-то гарантии безопасности со стороны США являются всего лишь гипотезой, причем одной из многих, и которая еще не получила своего подтверждения.
Вряд ли в средне- и долгосрочной перспективе приостановление членства Узбекистана в ОДКБ является значимым аспектом в процессе переформатирования американского присутствия в регионе.
При этом стоит отметить, что приостановление членства Узбекистана в Организации не станет препятствием для развития двухсторонних отношений с Россией в вопросах обеспечения региональной безопасности в Средней Азии, сотрудничества двух стран в афганском направлении и т.д. Учитывая стремление Узбекистана к развитию двухсторонних отношений взамен, зачастую не очень эффективных, многосторонних форматов в рамках тех или иных интеграционных объединений, вполне возможен вариант интенсификации узбекско-российских отношений в сфере обеспечения безопасности в регионе.
Наименее продуктивным был бы вариант каких-то угроз и санкций в адрес Узбекистана, как результат приостановления им своего членства в ОДКБ. Это решение Узбекистана - не спонтанное. Под ним лежат серьезные резоны, и было бы контрпродуктивно "выключение" Узбекистана из диалога по вопросам региональной безопасности в Средней Азии.
И в заключение. Определенная часть экспертов высказывает мнение что, данный шаг Узбекистана может спровоцировать Таджикистан и Киргизию на аналогичные действия. Но я бы не согласился с такими оценками. Эти две страны, в отличие от Узбекистана, не в той ситуации, и не в том положении чтобы пойти на такой шаг. Особенно если учитывать, что и в той и в другой стране расположены военные базы России и ОДКБ. И вряд ли эти две страны решатся на резкие телодвижения в этом вопросе, даже если их об этом будет сильно "просить" Вашингтон.