Иран готов выделить Киргизии средства для строительства железнодорожной магистрали Китай - Киргизия - Узбекистан. Об этом в интервью местному информагентству АКИpress заявил иранский посол в республике Манучехр Моради.

"Если рассматривать все проекты региональных магистралей, то, с точки зрения экономики и логики, самый ближайший путь к мировому океану лежит через территорию Ирана", - сказал он, отметив, что для Ирана "нет разницы по маршруту, страна готова принять вариант, который выберет киргизская сторона для того, чтобы выйти из тупика". "Думается, что проект железной дороги Китай - Киргизия или через территорию Узбекистана, или Таджикистана приемлем. Для нас нет разницы. В конце концов, она должна соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует. Возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны", - сказал он.

Вместе с тем, как сообщил интернет-изданию Tazabek министр транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбек Султанов, Таджикистан предлагает Киргизии проект строительства железнодорожной магистрали Иран - Афганистан - Таджикистан - Киргизия - Китай. "Пока данный проект не обсуждался. Он нас мало интересует, так как есть другой проект - это Китай - Киргизия - Узбекистан, он более важен в экономическом и стратегическом планах. Скорее всего, мы не дадим согласия", - отметил министр.

Как сообщало ИА REGNUM, 17 апреля 2012 года Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан за счёт CRBC. Китайская корпорация также пообещала привлечь инвестиции для строительства железнодорожного полотна.

С предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который неоднократно обговаривал вариант финансирования данного строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", выступило правительство Киргизии. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине.

Отметим, что китайский посол в Киргизии Ван Кайвэнь неоднократно заявлял, что железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан выгодна для мировой экономики, поскольку "в условиях глобализации поток идёт по маршруту Азия - Европа". Также, министр финансов Киргизии Темир Сариев подчеркнул, что данная железная дорога "нужна республике, как воздух", так как "если дорога будет построена, то через Киргизию будет провозиться 15 тыс. тонн груза из Китая в Европу".