Социальные обязательства российского бюджета: ревизия началась - эксперты Экономического клуба ФБК Объем принятых государством социальных обязательств и насколько реально выполнение их в полном объеме, в частности, в случае ухудшения макроэкономической ситуации проанализировали эксперты 5 июня в Москве на заседании экономического клуба ФБК "Социальные обязательства российского бюджета: сколько вынесет Боливар?".Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе компании.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил, что социальные выплаты прочно заняли второе место в структуре доходов населения (после оплаты труда). И по итогам 2011 года их доля составили 18,2%. "Это самый высокий уровень за все 42 года статистических наблюдений за этим показателем. Даже при социализме государство не могло себе такого позволить. Самый высокий показатель времен советской плановой экономики - 16,4% (1991 год)", - привел данные экономист.

По его словам, эти цифры заставляют задуматься, могут ли такие обязательства быть выполнены: "Симптоматичны последние предложения Минфина о сокращении военных и пенсионных расходов, по перерасчету уровня бедности и повышению пенсионного возраста. Не будем также забывать и о других предложениях, активно прорабатываемых в различных ведомствах. Весьма показательно, например, желание фактически огосударствить обязательную накопительную часть пенсии. Во властных структурах уже пытаются найти способ экономить, осознавая, что социальные обязательства чрезмерны", - заметил Николаев.

Директор института развития мегаполиса Татьяна Малева отметила, что рост социальных расходов - общая черта постиндустриального общества, каковым, однако, российское общество нельзя назвать. "Пенсионная система тут - фактор первый среди равных. В 2007 году на пенсионные отчисления шло 5% ВВП, в 2011 г. - уже 9%. Рост на 1% в год могут позволить себе только богатые страны, но для России это вряд ли оправдано", - считает эксперт.

По ее словам, сегодня чтобы решить проблему дыры в пенсионном фонде, начались разговоры об отказе от страховой части пенсии и огосударствлении тех денег, которые были накоплены гражданами. "Власти взяли высокие социальные обязательства, однако они отказываются от реформирования пенсионной системы, которое необходимо", - обратила внимание эксперт. В частности, по ее мнению, страхование должно быть привязано к уровню зарплаты будущего пенсионера. Между тем, министерства понимают это как страхование от бедности и рассматривают пенсию в соотношении с прожиточным минимумом. "Драйвером экономического роста должен был бы стать средний класс, однако пенсия россиянина очень слабо зависит от того, сколько он зарабатывает в течение трудовой жизни", - отметила Малева.

По словам директора Института социальной политики и социально-экономических программ, заместителя проректора НИУ ВШЭ Сергея Смирнова, в результате социальной политики последних лет люди поверили, что государство обязано обеспечивать их. Главный вопрос, по словам эксперта, в эффективности распределения социальных расходов. "Например, выплаты детских пособий военным срочной службы и в случае беременности жены записаны на социальные расходы, хотя логично списывать их на военные. Или вопрос о том, в какие семьи попадает материнский капитал. Конечно, это копейки, но таких недочетов может набраться много", - заметил Смирнов.

Социальным расточительством, которое легко исправляется, эксперт назвал запредельно низкий минимальный стаж для получения пенсии (всего 5 лет). "Сфера социальных расходов нуждается даже не в ручной, а точечной настройке. Должна быть проведена аналитическая работа и исправлены недочеты, если правительство хочет исключить социальные катаклизмы", - заключил эксперт.