Ситуация в ирано-азербайджанских отношениях к концу мая текущего года переживает новый виток обострения, причем уже очевидно, что шаги по дальнейшей эскалации конфликта инициированы именно Азербайджаном, прокомментировал по просьбе ИА REGNUM ряд последних событий в регионе эксперт по вопросам региональной политики Сергей Шакарянц.

Как заявил эксперт, новый шаг, предпринятый Баку и заключавшийся в недопущении в Азербайджан 29 мая представителя Верховного лидера Исламской революции Ирана аятоллы Сейеда Али Хаменеи, ходжет уль-ислама валь-муслимин Мохаммеда Хади Фарида Асри без членораздельных объяснений похож на политическую пощечину. Причем, не столько государству Иран, сколько лично аятолле Али Хаменеи. Недопущенный на Апшерон священнослужитель не просто представитель Духовного лидера Ирана - Хади Фарид Асри является также сотрудником Культурного представительства Ирана в Азербайджане и уже несколько лет работает в Баку.

Последовавшая затем "игра в информацию-дезинформацию" относительно того, отзывали ли азербайджанские власти в Баку "на консультации" своего посла в Тегеране Джаваншира Ахундова или нет, лишь усугубила внешний эффект от опосредованной политической пощечины аятолле Али Хаменеи. Попытка пресс-секретаря МИД Ирана Рамина Мехманпараста на брифинге 29 мая "привести в чувство" зарвавшихся азербайджанских деятелей тоже осталась без реакции. Более того, Баку, закусив удила, устами завобщественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова 31 мая в ходе конференции на тему "Роль НПО в развитии гражданского общества" продолжил "наступление на Иран" и выступил с оскорблениями в адрес высших шиитских духовных иерархов.

Как известно, этот деятель в очередной раз пытался залить грязью именно иранское шиитское духовенство: "Мы говорим иранскому духовенству, что это стыдно, что вы совершаете молитвы, протягиваете руки ко Всевышнему, но сразу же, выходя из мечети, начинаете говорить неправду. Разумеется, фальшивят те, кто говорит неправду и обманывает народ. Народу не нужно такое ненастоящее духовенство". И завершил А.Гасанов сей панегерик кличем, что "азербайджанский народ никоим образом не будет сотрудничать с таким духовенством". Одновременно азербайджанцы стали направлять одну ноту протеста за другой - якобы, будучи "глубоко озабоченными" судьбой якобы пропавших в ИРИ еще в начале мая (!) поэтов - Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде; как отмечали СМИ, в течение 30 мая Баку трижды обращался к Тегерану с подобными нотами.

"Если вспомнить, как Азербайджан "замалчивал" все ноты протеста Ирана, заявленные, скажем, за последние 4-5 лет, то нет ничего удивительного в том, что и Тегеран в ответ на азербайджанские дипломатические прыжки на месте не торопится что-либо прояснять, - считает Шакарянц. - Ибо известно: не относись к людям так, как ты сам бы не хотел, чтобы относились к тебе. В данном случае, ничего не имея против законных желаний и стараний Баку что-либо узнать о судьбе (а пропавших ли? - куда логичней предположить: бежавших от азербайджанского "рая" в Иран в качестве места для своего политического убежища) двух своих граждан, в то же время хочется напомнить, что при куда более серьезном инциденте, когда непонятно кто жестоко убил молодого безоружного иранского солдата-призывника в прошлом году, Азербайджан официально молчит вот уже более полугода".

Таким образом, не "пропажа" двух граждан Азербайджана послужила для Баку поводом и для политической пощечины ходжет уль-ислама валь-муслимин Хади Фариду Асри и аятолле Али Хаменеи, и для направления Ирану трех нот протеста. А распространение заявления о "разоблачении" некой очередной террористической группировки во главе с неким Вугаром Падаровым, якобы планировавшей покушение на президента Азербайджана Ильхама Алиева, по "странному стечению обстоятельств" во временном смысле совпадает с публикацией в американской "The Washington Post" о том, что якобы Иран планировал теракты против американских дипломатов в Азербайджане. Видимо, Саудовская Аравия больше не хочет, чтобы обвинения в адрес Ирана в планирующихся терактах против дипломатов каким бы то ни было образом были связаны с упоминанием об Эр-Рияде или Саудовских дипломатах, вот к делу и подключают Азербайджан, где за последние лет 10-12 сообщений о "разоблачениях" иранских агентов и т.д. сыпались буквально из рога изобилия, уверен эксперт.

"Самое же интересное - в аморальности заявлений Баку, - считает эксперт. - В конце концов, чья бы корова мычала о "фальшивости" духовенства, а азербайджанская помолчала бы. Даже в советское время долгие десятилетия, возможно, так обстоит дело и сейчас - будущие азербайджанские мусульманские священнослужители получали духовное образование большей частью именно в Иране. А затем возвращались и... спокойно трудились во имя Аллаха в рамках советской действительности, то есть молчали о грехах и грешках "широко шагавшего" Советского Азербайджана".

Однако следует обратить внимание и на такой факт. Достаточно было пресс-секретарю МИД ИРИ Р.Мехманпарасту 29 мая заявить, что "отношения между Баку и Тегераном пытаются испортить сионисты", а также призвать "не поддаваться на провокации сионистов и их пособников, и не допустить развития событий, способных нанести ущерб историческим и культурным связям между двумя народами и странами", как Азербайджан и Израиль известили мир об еще одной сделке по поставкам вооружений из Тель-Авива в Баку.

Следует учитывать, что при этом пресс-секретарь МИД Ирана не прокомментировал факт недопуска 29 мая в бакинском аэропорту на территорию Азербайджана сотрудника Культурного представительства Ирана Фарида Асри, хотя предупреждения в его словах в адрес администрации И.Алиева звучали вполне отчетливо: "Сионистский режим и его покровители на Западе видят в подобных провокациях и интригах единственный путь к выживанию. Мы советуем действовать таким образом, чтобы не задевать чувств людей. Мы никому не позволим оскорблять наших святых. Власти в Баку должны проявлять крайнюю нетерпимость к подобным проявлениям и наказать виновных". А 30 мая Азербайджан и "сионистский режим" с удовлетворением сообщили, что израильская государственная компания "Israel Aerospace Industries" (IAI) и Баку подписали контракт о поставке из Израиля в Азербайджан нескольких десятков беспилотных летающих аппаратов, превышающий по сумме подобное соглашение с Турцией, которое оценивалось специалистами в $300 млн.

Как считает Шакарянц, вся ситуация говорит о том, что клан Алиевых все-таки принял решение быть в одном ряду с наиболее активными застрельщиками различных антииранских акций и операций в нашем регионе. И, судя по всему, в дальнейшем уместней ожидать углубления противоречий между Тегераном и Баку, чем, например, потепления ирано-азербайджанских отношений. Об этом свидетельствует и тот факт, что 31 мая иранская национальная телерадиовещательная компания IRIB распространила информацию о якобы закрытии Ираном границы с Нахиджеваном. А, как сообщал сайт гостелерадио Ирана, эта новость якобы "с воодушевлением" была встречена жителями Тебриза, расценивших это как "ответ иранской стороны на визит президента Ильхама Алиева в Нахиджеван и установку памятника АДР в Баку", который ранее был назван данным СМИ чуть ли не проявлением дьявола. Конечно, сообщения о перекрытии границ ИРИ с Нахиджеваном - не окончательные, и они еще будут прояснены. Но многие понимают, что если Иран в действительности закроет нахиджеванскую границу, то это будет означать довольно скорое удушение данной территории и ее населения, даже и с учетом близости Турции.

Но и без подобного шага со стороны Ирана азербайджанская администрация уже натолкнулась на резкую отповедь из Тегерана. Вначале Посольство ИРИ в Азербайджане 31 мая публично обвинило Баку в нарушении соглашения об отмене виз для граждан со служебными паспортами. А с 1 июня в бой вступила "почти тяжелая артиллерия" - а именно, советник аятоллы Али Хаменеи по международным вопросам, бывший глава МИД ИРИ Али Акбар Велаяти. Подчеркнув, что мусульман невозможно отделить от религии и Аллаха посредством антиисламских акций, Али-Акбар Велаяти сказал, что неуважительное антиисламское поведение в Республике Азербайджан противоречит мнению большинства мусульманского населения этой республики и такое поведение навязывается азербайджанцам. Велаяти заявил, что ИРИ не намеревается вмешиваться во внутренние дела других стран, в том числе Азербайджана, однако реакция народа Ирана на насилие, которому подвергается братский народ Азербайджана, является естественной. Он также выразил надежду, что правительство Азербайджана, отказавшись от антиисламской и антигуманной политики, обратит внимание на желания и чаяния своего народа.

Обвинения в антиисламском поведении - тяжелый фактор, прямой путь к какой-нибудь фетве. Еще более глубокой угрозой выглядят следующие слова Велаяти: "Такого рода действия в стране, в которой ислам имеет глубокие корни, являются временным явлением". Почему временным и - насколько временным? "Экс-министр иностранных дел явно чего-то недоговаривает, - считает Шакарянц. - Однако демонстрирует, что в Иране полны решимости сказать в отношении режима Алиевых те самые сакраментальные "последние слова", после которых ситуация временности либо перерастает в безвременье, либо становится вечностью".