Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис на русском "фронте" информационного портал ru.DelfiI.lt выступил со статьей, которую иначе как программным предвыборным заявлением партии консерваторов не назовешь.

Что значит "улучшать" политику Литвы с соседними странами? - задается вопросом глава МИД и отвечает на него в двух лицах: как пока лидирующая в предвыборной гонке оппозиция и как член партии консерваторов.

"Оппозиция за некоторыми обвинениями в адрес Литвы о недостаточной политике соседства с Россией, Белоруссией или Польшей и Латвией, к сожалению, скрывает желание размыть суть дела, снять с себя ответственность или получить личную выгоду". По Ажубалису плохо, когда "прагматические отношения улучшают, осуществляя за деньги указания соседей, и ведут "двойную" бухгалтерию, просят соседей о политической протекции и убежище, а затем надеются еще раз одурачить народ и спрятаться от уголовной ответственности в парламенте".

Еще хуже поступают те, кто "существенный перелом" в отношениях с такими соседями, как Россия обещают, заявляя о новых фиктивных форумах, каждый третий член которых даже не знает о существовании форумов и своем членстве в них. Или обвиняют правительство в пассивности в отношениях с Польшей, несмотря на то, что в последние 10 лет вместо того, чтобы решать существенные вопросы энергетики, экономики и социальной жизни, только раздавали невзвешенные обещания".

Третья оппозиционная партия "укрепляет добрососедские отношения, превращая приграничные самоуправления Литвы в свои княжества и проводя активную дипломатию приграничной контрабанды. Эту деятельность сейчас надеются сделать центральной при помощи крылатых фраз о третьей республике".

На этом фоне только консерваторы, членом партии которых является действующий глава МИД, понимают, что "открыто поднимать и решать волнующие граждан вопросы (а не замалчивание в обмен на личную выгоду) - это черта настоящего добрососедства".

А далее - о несомненных достижениях правящей партии: "Несмотря на то, что сегодня политическая ситуация в регионе не является и никогда не была идеальной, мы должны помнить, что нерешенных вопросов нет лишь у тех стран, которые ничто не связывает. Литве в этом плане повезло, поскольку с разными соседями нас связывают политические и экономические интересы, вызовы, требующие согласия, глубокая историческая память, культурное наследие и ежедневные связи граждан. Это определяет интенсивную, деловую, иногда неизбежно сложную повестку дня.

Множество общих проблем успешно решают: со всеми странами растет товарооборот, объемы инвестиций, туризма; с членами ЕС Латвией, Польшей и Швецией мы сохраняем единство в многосторонних переговорах, вместе реализуем стратегические проекты в области обороны, энергетики и транспорта, которые определяют будущее Литвы. В политической повестке с Россией и Белоруссией, несмотря на рост кривой экономического сотрудничества, есть неотвеченные политические вопросы. Мы их не скрываем, а, как должны поступать соседи, указываем и ищем решений".

Отдельным группам интересов в Литве может не понравиться, сообщает Ажубалис, что в отношениях с Белоруссией мы остаемся верны законным стремлениям к суверенности и демократии народа и защищаем развитие прозрачных и долгосрочных, а не однодневных предпринимательских связей. "В отношениях с Польшей мы терпеливо ищем формулу продуктивного сотрудничества, отвечающую реальности. Швеция становится значимым партнером в деле объединения Прибалтики и Скандинавии".

"Сегодняшнюю активность нашей дипломатии на Севере иногда вообще пытаются поссорить с долгосрочным партнерством Литвы в Центральной и Восточной Европе или с усилением связей в Западной Европе. И совершенно ничего не говорят о том, что направления этой политики не противоречат, а дополняют друг друга, давая свободу маневрированию. Обращаясь в сторону скандинавских стран, похожих размеров, с примерной моделью экономики и социальной ответственности, мы не пытаемся искусственно менять личность Литвы и ни в коем случае не поворачиваемся спиной к нашим партнерам. Напротив, Северное направление открывает перед нами возможности укрепления культуры демократического паритета во всем регионе, несмотря на то, что кое-кто до сих пор не хочет этого осознать".

Отдельные абзацы - об отношении Литвы и России, если смотреть на них под правильным углом: "В отношениях с Россией мы деполитизируем экономические и энергетические связи, а полного примирения между странами добиваемся, призывая признать факт вредоносной оккупации, не угрожать Литве наступающим вооружением и общими силами создавать пространство взаимодоверия. Это не антироссийская, а пророссийская и продемократическая политика. Это попытка сделать сотрудничество более искренним, эта искренность невыгодна разве тогда и тому, кому не нужно честное соседство".

"К сожалению, по мнению лидеров оппозиции, объединивших свои PR-усилия, логика политики соседства Литвы должна быть совершенно иной. Ради признания со стороны соседних стран они готовы не только жертвовать главными потребностями Литвы, суверенитетом, но полностью опустошить карманы литовцев (ради монопольных поставок энергии), отказаться от исполнения воли народа (игнорируя референдум 1992 года по вопросу ущерба от оккупации) и даже одобрить расправу с демократическими движениями, которую осуществляет соседский режим", - убежден Ажубалис.

Его удивляет, что несмотря на головокружительные успехи консерваторов в области внешней политики, "все еще находятся люди, называющие такую позицию прагматичной. Логика искусственного, одностороннего "улучшения" отношений, которую сегодня хотят навязать, отсылает нас к прошлому. Действительно ли предлагаемые оппозицией замалчивание проблем и безусловное приспособленчество являются дальновидными и эффективными способами развития гармоничного соседства? Сегодняшнее правительство выбирает не такой звучный, но более надежный и в перспективе более результативный путь.

"Нынешняя политика Литвы в отношениях с соседями начинается с интереса людей жить в большей безопасности, честнее и богаче; с необходимости защищать суверенитет и обязанности создавать основанное на уважении, доверии и обоюдной пользе окружение соседства. Основополагающей предпосылкой такой политики является ответственная и этическая позиция Литвы в первую очередь по отношению к своим гражданам и соседним государствам (их обществам).

Конечно, это политический выбор не является открытием или золотым рецептом для решения всех текущих забот, связанных с соседством. Однако и исторический опыт государств, и европейское сознание свидетельствуют о том, что именно следование принципу нравственной политики и будет самый прагматичным выходом для таких стран как Литва.

Ответственная, этическая политика и поиск консенсуса - полагаю, это лучшее, что мы можем дать гармоничному соседству и всему международному сообществу. Кстати, именно поэтому наше государство получило признание и множество поздравлений после успешного председательства в ОБСЕ, Сообществе Демократий, а также чувствует твердую поддержку партнеров по мере приближения председательства в ЕС.

Частыми и звучными рекламными лозунгами о "добрососедстве" никогда не заменить человеческое достоинство. Тем более, что исторически сама доктрина политики добрососедства сопряжена со смягчением или отказом крупных стран мира от доминирования либо давления на малые страны.

Как известно, Литве от прошлого в этом плане отказываться не нужно: как правило, ей не была присуща агрессивная и ультимативная внешняя политика".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, очередные парламентские выборы в Литве намечены на 14 октября 2012 года. Пока в предвыборной гонке лидируют социал-демократы, Рабочая партия и партия либерального толка "Порядок и справедливость". Консерваторы - четвертые. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, расстановка сил не изменилась бы. Консерваторы теряют примерно треть имеющихся сегодня мандатов.