ЦИК Армении пока не объявил официальные результаты голосования на парламентских выборах в Армении, но существующие предварительные итоги дают основания сделать два существенных вывода.

Первый вывод - оппозиционный блок "Армянский национальный конгресс" (АНК), лидером которого является экс-президент Левон Тер-Петросян, все-таки прошел в парламент страны, едва преодолев установленный для блоков 7-процентный барьер.

Вывод второй - старейшая армянская партия, заточенная на национально-патриотической риторике, Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) растеряла за короткий период половину своих избирателей. Если в 2007 году за АРФД проголосовали 177 тысяч 907 человек или 12,75%, избирателей, то спустя 5 лет партию поддержали 86 тыс 296 человек или 5,73% избирателей. На следующий год в Армении состоятся президентские выборы, выборы Совета старейшин Еревана, другие муниципальные выборы. Через пять лет пройдут очередные парламентские выборы, и АРФД придется сделать серьезные выводы, поскольку над ней нависла реальная опасность исчезновения с политического поля Армении. Необходимо найти ответ на вопрос, почему армянский избиратель отверг идеи "Дашнакцутюн"?

По сравнению с 2007 годом, поправили свои позиции правящая Республиканская партия и ее формальный партнер по коалиции власти "Процветающая Армения". Против прежних 32,9% у РПА и 14,7% у "Процветающей Армении", в 2012 году эти политические силы набрали соответственно 44,05% (РПА) и 30,20% соответственно.

Партия "Оринац еркир" и "Наследие", которые считались потенциальными аутсайдерами гонки, преодолели 5-процентный барьер. Результат "Наследия" в 2012 году - 5,79% (в 2007-м - 5,82%), а у "Оринац еркир" 5,49% против прежних 6,9%. Но не стоит забывать, что в пропорциональном списке "Наследия" числились члены другой политической силы, недавно созданной из числа "отщепенцев" из АНК партии "Свободных демократов", что, по идее, должно было увеличить число сторонников "Наследия", а не наоборот. Партия же "Оринац еркир" выступала под лидерством Артура Багдасаряна, в отличие от прошлых выборов, занимающего пост секретаря Совета национальной безопасности Армении.

Еще одним существенным отличием парламентских выборов 2012 года стало участие в них всего 9 политических сил против 22 в 2007 году.

Напомним, пять лет назад в парламент баллотировались: Республиканская партия Армении, партия "Процветающая Армения", партия "Оринац Еркир", АРФ "Дашнакцутюн", партия "Наследие", блок "Импичмент", Народная партия Армении, Национально-демократическая партия (лидер - депутат Шаварш Кочарян), партия "Национальное согласие" (Арам Арутюнян), партия "Национальное единение" (Арташес Гегамян), партия "Дашинк" (лидер - экс-командующий Армией обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян), Народная партия (лидер - глава "АЛМ-холдинга" Тигран Карапетян), партия "Демократический путь" (лидер - депутат Манук Гаспарян), Демпартия Армении (Арам Саркисян), Молодежная партия Армении (Саргис Асатрян), Коммунистическая партия Армении (Рубен Товмасян), Марксистская партия Армении (Давид Акопян), партия "Республика" (лидер - экс-премьер-министр Арам Саркисян), Объединенная трудовая партия (лидер - депутат Гурген Арсенян), Объединенная либерально-национальная партия (Левон Мартиросян), партия "Новые времена" (лидер - Арам Карапетян), Социал-демократическая партия "Гнчакян" Людмила Саркисян), Христианско-народная партия "Возрождение" (Сос Гимишян).

Представители и лидеры некоторых из этих партий в этом году баллотировались по спискам более крупных своих коллег. Например, блок "Импичмент", "Гнчакян", Народная партия Армении, партия "Республика" объединились в оппозиционный Армянский национальный конгресс под руководством первого президента Левона Тер-Петросяна; лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян шел по спискам РПА, лидер ОТП Гурген Арсенян баллотировался по спискам "Процветающей Армении" и т.п.

На результаты лидеров гонки повлияло также число избирателей. Так, если в 2007 году явка избирателей составила 59,4% или 1 млн 375 тысяч 793 человека, то в 2012 году она была 62,63% или 1 млн 559 тыс 627 человек. Неоправданный рост числа проголосовавших граждан на почти 200 тысяч человек в условиях продолжающегося активного оттока мигрантов стал предметом недовольства оппозиционных политиков. Так, в преддверие выборов Полиция Армении сообщила, что общее число избирателей в регистре Армении составляет 2.482.238 человек. По сравнению с президентскими выборами 2008-го года, эта цифра выросла на 165.469 человек. И это при том, что с 2008 года в Армении фиксируется отрицательное миграционное сальдо.

Созданный незадолго до дня голосования "Единый штаб по контролю над выборами", в который вошли партия "Процветающая Армения", АРФ "Дашнакцутюн" и Армянский национальный конгресс, намеревался добиться обжалования и переучета итогов голосования именно из-за того, что в парламентских выборах 2012 года приняло участие на 200 тыс. избирателей больше, чем в выборах 2007 года. Эта тема будет самой обсуждаемой в ближайшие дни.

Другой главной темой станет вопрос распределения мест в парламенте. На количество депутатов той или иной партии в значительной степени повлияют итоги выборов по мажоритарной системе. Уже известно, что и здесь РПА поправила свой результат по сравнению с 2007 годом. Если на предыдущих парламентских выборах кандидаты от РПА одержали победу в 23 избирательных участках, то, по предварительным данным ЦИК Армении, в 2012 году РПА лидирует в 28 участках. "Процветающая Армения" улучшила свой результат на два мажоритарных депутатских места. На счету у "Оринац еркир" как и ранее - одна победа.

Следует напомнить, что в 131-местном парламенте РПА по итогам выборов 2007 года получила в общей сложности 65 мест, партия "Процветающая Армения" - 25 мест, "Дашнакцутюн" - 16 мест, "Оринац еркир" - 8 мест, "Наследие" - 7 мест.

Помимо количественного состава парламента в ближайшие недели будет активно обсуждаться состав нового правительства. Будет ли сохранен принцип коалиционного правительства и сколько участников будет у этой коалиции? Пока не известно. Судя по поведению "Процветающей Армении" в предвыборный период, по ее критике социально-экономической политики правительства, а с вступлением в партию бывшего министра иностранных дел Вардана Осканяна и внешней политики власти, воссоздать коалицию не получится. Это подтвердил и Осканян, заявивший 8 мая, то есть через день после выборов, что "прошедшие парламентские выборы в республике не отражают волю народа, и сам лично выступает категорически против создания коалиции с победившей на выборах Республиканской партией". "Я убежден, что итоги выборов не отражают волю народа. Говорится о том, что в них приняли участие около 1,5 млн избирателей, что на 160 тыс. превышает показатель парламентских выборов 2007 года, в то время как с 2007 года по сей день Армению покинуло столько людей. Это означает, что количество избирателей раздуто на несколько сот тысяч, и ясно, куда идут эти голоса", - сказал он в интервью собственному каналу CivilNet. "Я неоднократно говорил о том, что если одна политическая сила единолично обладает большинством мест в парламенте, формирование с ней коалиции, не решает никаких проблем и не создает противовесов в парламенте", - убежден Осканян.

Надо напомнить, что после выборов в 2007 году вопрос создания коалиции не был столь однозначным. Спустя неделю после выборов заместитель главы РПА Галуст Саакян заявил, что сотрудничать с разными партиями республиканцы готовы, но "коалиционный меморандум подписан не будет, поскольку РПА имеет абсолютное большинство в парламенте".

В действительности, по итогам этих выборов РПА получит 68 мандатов (40 по пропорциональной системе и 28 по мажоритарной), а при поддержке "Оринац еркир" (5 +1) более и не нуждается в услугах "Процветающей Армении". Следовательно можно утверждать, что на этот раз сохранение коалиционной модели правительства не является необходимостью. Партнеры понадобятся РПА, скорее всего, для страховки при принятии законов в парламенте в случае отсутствия по тем или иным причинам достаточного числа республиканцев, при нехватке кадров для замещения постов в правительстве, а также для демонстрации западным структурам демократичности голосования в парламенте.

Партнерство с "Оринац еркир" может удовлетворить все вышеуказанные потребности. Фракция "Оринац еркир" слишком малочисленна, чтобы ожидать от нее демаршей. Так что лояльность Артура Багдасаряна к РПА и ее лидеру обеспечена, как минимум, еще на пять лет. Эта лояльность может быть подтверждена в новом коалиционном меморандуме, уже без участия ППА, но такой "союз двоих" представляется весьма ущербным с имиджевой точки зрения, хотя бы в силу того, что один союзник в данном случае абсолютно подчинен, является буквально придатком, первого.

В общем и целом, стоит повторить один из выводов, сделанных экспертами ИА REGNUM ранее. Политическая конкуренция в Армении приводит, на самом деле, к централизации поля вокруг двух крупных полюсов - Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна. Отношения между вторым и третьим президентами Армении - одна из главных загадок местной политики. Третий крупный полюс - первый президент Левон Тер-Петросян, по всей видимости, озадачен сейчас единственным вопросом - кому передать свое политическое наследство, "реабилитированное" в 2012 году в виде парламентской фракции.

В сухом остатке - тенденция к укрупнению крупных и уменьшению мелких политических сил. В последние годы была также продемонстрирована неспособность политических сил к реальному объединению. Все это в итоге может привести к формированию в Армении двухпартийной политической системы, поначалу де-факто, а впоследствии и де-юре. Вопрос лишь в том, какой идеологией будут наделены эти партии и из каких идеологий народу придется выбирать.

Армянский избиратель не делится на либералов, консерваторов или даже националистов, его разделяют по принципу личной заинтересованности, партийной или административной принадлежности - "сержевец", "левоновец", "дашнак" и т. д. Возможно, простому обывателю трудно выбрать из большого числа различающихся лишь по названию партий. Будь их три, а лучше - две, не придется пускать в ход запрещенные приемы (в том числе и прямой подкуп избирателя), чтобы переманить на свою сторону постоянно сокращающееся население Армении.