Насколько целесообразны возможные преобразования полпредств - передача Волгоградской, Астраханской областей и Калмыкии в Приволжский ФО, а Ростова, Краснодара и Адыгеи - в СКФО, зависит, в конечном счете, от того, какие цели и задачи будет возлагать российское руководство на институт полномочных представительств. Об этом ИА REGNUM 26 апреля заявил старший научный сотрудник Южного центра РАН, политолог Олег Цветков.

"С формальной точки зрения, в таком преобразовании есть плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что оно будет означать возврат к привычному административно-территориальному и экономическому районированию, сложившемуся еще в годы социализма и сохраняющемуся все послесоветское время вплоть до создания в 2010 году СКФО путем выделения из состава ЮФО северокавказских республик (кроме Адыгеи) и Ставропольского края. Разделение ЮФО на два округа привело к ослаблению десятилетиями складывающихся межрегиональных интеграционных связей в сфере экономики, политики, парламентаризма культуры, науки, образования и др. Воссоздание "большого" СКФО создаст предпосылки для их восстановления. Плюсом укрупненного СКФО будет также то, что северокавказские республики, обособленные ныне в одном округе, вольются в округ с "русскоязычными" субъектами РФ и приобретут более благоприятные условия для интеграции во все южно-российское и, шире, общероссийское пространство. И, разумеется, передача десятилетиями входящих в поволжскую экономическую зону Волгоградской, Астраханской областей и тяготеющей к ним Калмыкии в состав Приволжского ФО также логична", - считает Цветков.

"Однако создание в 2010 г. "маленького" СКФО, объединяющего кавказские республики и Ставропольский край, также имело свою логику. Она выражалась в том, что наиболее сложные для государственного управления и регулирования субъекты Федерации были локализованы в одной, условно говоря, административно-территориальной единице, во главе которой был поставлен полпред Александр Хлопонин, наделенный полномочиями вице-премьера. Таким образом, полпредство в СКФО стало для наиболее проблематичной части Северного Кавказа стратегическим административным ресурсом, непосредственно опирающимся как на авторитет президента РФ, так и главы правительства РФ, имеющим с ними прямую связь и возможности для оперативного реагирования на любую сложную ситуацию, в том числе и путем мобилизацию всех необходимых ресурсов. Укрупнение СКФО за счет Ростовской области, Краснодарского края и Адыгеи существенно расширит круг решаемых им задач и, не исключено, снизит эффективность этого специализирующегося на республиках Северного Кавказа полпредства", - сообщил политолог.

"Как представляется, преобразования полпредств должны быть увязаны с анализом и, возможно, пересмотром их места и роли в системе российской власти. В адрес полпредств раздается много критики. В кулуарных разговорах их нередко называют "пятым колесом" во власти. Некоторые авторитетные политологи считают, что полпредства исчерпали свои функции и стали лишним (и дорогостоящим) звеном, что их миссия исчерпана, а большинство причин, по которым они были созданы, утратило актуальность. В самом деле, главной причиной создания в 2000 году полпредств было стремление Кремля установить легитимный контроль над главами регионов, безответственность и гипертрофированная самостоятельность которых привела к тому, что возникли прямые угрозы российской государственности и национальной безопасности. Вплоть до 2000 года почти повсеместно принимались региональные законы, противоречащие федеральным. Нередко они трактовались выше, чем федеральные. Стремительно нарастали тенденции автаркии. Федерация становилась все более рыхлой", - пояснил Цветков.

По его мнению, задача установления контроля над губернаторами была жестко решена еще в 2004 году, когда был совершен переход к системе фактической назначаемости глав регионов президентом РФ. "Региональное законодательство было приведено в соответствие с федеральным. Вертикаль власти в основном восстановлена. Значение полпредств поэтому резко снизилось. Со временем критическое отношение к институту полпредств пополнилось новым содержанием. Так, например, их стали упрекать в том, что они находятся вне государственного и общественного контроля; что их деятельность не прозрачна; что подбор кадров в аппараты полпредств осуществляется негласно, а в их состав попадают иногда и те, кто еще вчера участвовал в разрушении единого правового пространства страны и др. Резонным представляется также упрек в адрес полпредств в том, что они участвуют в подборе кадров для органов власти. Данная функция способна нанести ущерб, поскольку дополнительные институциональные фильтры при подборе кадров препятствуют объективной оценке кандидатов на должности и нарушают основной принцип их отбора - конкурсность", - сказал он.

"Политологи отмечают также, что нечеткость разделения функций между территориальными органами федеральной власти и полпредствами способна приводить к снижению эффективности принимаемых управленческих решений и власти в целом. Дело в том, что одна из основных функций полпредов состоит в координации деятельности территориальных органов федеральной власти. Однако федеральные органы власти функционируют в соответствии с федеральными законами об органе власти ("О полиции"; "О прокуратуре" и т.п.), которые не предусматривают прямой координации со стороны полпредств", - считает Цветков.

"Ощущение того, что с полпредствами "что-то надо делать", есть и в высших эшелонах российской власти. Так, например, вице-премьер Д. Козак высказывался о целесообразности переформатирования их функций и полномочий. А спикер Совета Федерации В. Матвиенко вообще предложила их упразднить. Таким образом, более точный ответ на вопрос о том, каковы плюсы и минусы возможного преобразования ЮФО и СКФО можно будет дать тогда, когда избранный президент В. Путин, вероятнее всего, заново определит или уточнит круг их полномочий и задач", - резюмировал Цветков.

Лидер Союза славян Адыгеи Владимир Каратаев, комментируя слухи о возможном преобразовании федеральных округов на юге России, предложил "вспомнить дедушку Крылова". "А вы друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь". Результат будет тот же, ибо нет ни внятных целей, ни тех, кто способен их воплотить", - считает общественник.