Белорусский "афганец": "От 15 февраля до 15 февраля о той войне не вспоминают"
Москва, 15 февраля, 2012, 22:41 — ИА Регнум. "15 февраля для всех нас - значимая дата, важное событие", - заявил 15 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский воин-интернационалист, ветеран войны в Афганистане, генерал-майор милиции в отставке Виктор Лазебник.
Напомним, 15 февраля Белоруссия отмечает 23-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. По всей республике прошли траурные мероприятия советских воинов-интернационалистов с возложением венков к монументам павшим, памятные мероприятия с участием общественных организаций и чиновников. Лазебник также принял участие традиционном мероприятии, которое ежегодно проходит в Минске на "Острове слёз" ("Остров мужества и скорби") - острове на протекающей по белорусской столице реке Свислочь. Остров соединён с набережной мостом и является местом встреч воинов-интернационалистов, а также традиционной остановкой свадебных кортежей.
По словам ветерана, в памятной процессии 15 февраля, состоявшейся в центре Минска на "Острове слёз," приняло участие около 4 тыс человек - воинов-интернационалистов из Минска и других городов Белоруссии, сослуживцев из Одессы, Москвы и других городов Советского Союза. Многие из ветеранов приезжают в Минск по традиции, из года в год, в один и тот же день. "Для нас 15 февраля - значимая дата. Мы к ней каждый год идём, организационно готовимся, встречаемся на этом "Острове слёз". Каждый год мы кого-то из нас видим убелённым сединой, кого-то недосчитываемся, но каждый год 15 февраля - это важное событие для каждого из нас", - сказал ветеран.
Лазебник провёл два года в Кандагаре в качестве советского советника, помогал властям Афганистана организовывать национальную систему милиции, возглавлял оперативную группу МВД СССР зоны "Юг", в которую входило четыре афганских провинции. Направлен Лазебник был из БССР в звании полковника милиции с должности замначальника УВД Минской области. "Наша группа занималась организацией работы правоохранительных органов. Мы успешно справились - создали местную милицию "царандой". Особенностью афганских правоохранительных органов было то, что они входили в состав вооруженных сил республики. Основной нашей задачей было способствовать созданию афганских правоохранительных органов, учить их раскрытию преступлений, обеспечению охраны правопорядка в крупных городах и республике в целом", - рассказал ветеран.
"Но основное наше ремесло - оперативно-розыскное и следственное, было вторичным - шла война, первоочередным являлось участие в боевых действиях. Вместе с Советской армией, подразделениями афганской армии громили мятежников - моджахедов. Много занимались и сугубо мирной работой: создавали школы, восстанавливали коммуникации, обеспечивали охрану дорог, больниц. Этим занимались все - и Советская армия, и армия Афганистана - МГБ и "царандой". Создавали лечебные учреждения: некогда китайцы построил достаточно хорошие госпитали, но мятежники их разрушали, а мы восстанавливали, строили новые. Старались как-то обеспечивать нормальные условия труда учителям, врачам. По нашим запросам сапёры Советской армии приезжали в кишлаки и бурили колодцы. Мы также распределяли гуманитарную помощь", - продолжил Лазебник.
"Наше советское государство направляло очень большой объем гуманитарной помощи в Афганистан. Местное население было нищим. В период моего пребывания (1986-88 годы) уже установилась относительная стабилизация общественной обстановки, и Советский Союз присылал очень много стройматериалов - и стекло, и кирпич, и шифер, материалы для пошива одежды, рис и многое другое. Как представители МВД СССР, мы должны были участвовать в распределении гуманитарной помощи". По словам Лазебника, афганская коррупция осталась непобеждённой - никто точно не знал, сколько гуманитарной помощи дошло до бедняков, какая часть этой помощи и как оказывалась на рынке. Но в некоторых провинциях правительство не контролировало ситуацию вовсе: "Когда перед нами поставили задачу доставить 260 тонн гуманитарной помощи в провинцию Урузган из Кандагарского аэропорта, то мы едва смогли ступить на её землю. Полетели на рекогносцировку: десантировались с вертолёта и сразу же попали под ураганный огонь. Тогда мы потеряли 19 десантников и два вертолёта. Но позже груз был доставлен силами афганской эскадрильи вертолётов".
"Мы попытались решить вопрос взяток. Знали, что врач берёт за приём больного курицу, 10-20 афгани, пшеницу - у кого что было. Мы, советские юристы считали это безобразием, коррупцией. Мы инициировали принятие властями решения по взяткам - такой нормы у них в праве не было. У афганцев не было уголовного законодательства, и норма о взятке была введена решением президента. Потом мы поняли, что ошиблись: за взятку можно было всю местную интеллигенцию наказывать, ведь "брали" все - и врачи, и учителя, и госслужащие, это у них традиционно. Через некоторое время эти указы отменили", - рассказал интернационалист эпизод своей службы.
В белорусской прессе, учебниках истории, считает ветеран, события афганской войны отображаются слабо: "От 15 февраля до 15 февраля о той войне не вспоминают. Тема войны в Афганистане выпадает из сферы интересов белорусской прессы - официальной, оппозиционной - любой".
"В своё время тема войны в Афганистане, проблемы воинов-интернационалистов обсуждались всеми - и властями, и оппозицией. Я был депутатом Верховного совета XII созыва Белоруссии и помню, как проблематику "афганцев" поднимании представители оппозиции в парламенте - Зенон Позняк, Валентин Голубев, Сергей Наумчик и другие. Понятно, для чего это ими делалось. Но и мы, "афганцы", также использовали возможности парламента и добились небольших, но значительных по тем временам льгот,- напомнил Лазебник. - Потом, правда, эти льготы отменили по инициативе Администрации президента, что вызвало негативную реакцию со стороны "афганцев", общественности. Сейчас вроде как все успокоились: ряд льгот на уровне местных властей вернули".
"В 1994 году мы насчитывали в своих рядах около 30 тыс "афганцев". Теперь не досчитываемся и 19 тыс - с каждым годом прошедших через "афганское горнило" становится всё меньше, - заявил Лазебник. - Воины-интернационалисты являются важной, объединяющей, активной частью нашего общества. Они понимают трудности страны, правительства, поддерживают порядок и стабильность, прогрессивное развитие экономики. Среди "афганцев" очень мало тек, кто придерживается каких-то радикальных оппозиционных взглядов".
Лазебник каждый год бывает на памятных мероприятиях в Троицком предместье Минска - на "Острове слёз", встречается со своими боевыми товарищами. И в этом году он также встретился с ними: вспомнили прошлое, помянули товарищей, обсудили общие проблемы. "Среди наших "афганцев" много активных ребят - в Белоруссии 15 февраля отмечают на должном уровне. К примеру, на Украине такой активности нет, - отметил ветеран.
"В Белоруссии хорошо поставлена работа с родителями погибших воинов-интернационалистов. Каждый год благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам "Память Афгана" дарил ключи от автомобилей инвалидам-"афганцам". Деньги на помощь инвалидам поступают из разных источников - и от продажи билетов на "Линии Сталина" этим фондом, поступают пожертвования от предпринимателей из числа "афганцев". Средств больших нет. Но забота об инвалидах-"афганцах" чувствуется", - сказал в заключение Лазебник.