Турция отдаляется от Запада, а Израиль с Грецией заключают ситуативный альянс - армянские эксперты
Москва, 13 января, 2012, 22:13 — ИА Регнум. "Восточная часть средиземноморского бассейна в настоящее время становится ареной очень серьезного противостояния. Решающими факторами здесь выступают военное сближение Греции с Израилем, направленное против Турции, которая, в свою очередь, противостоит Сирии. Кроме того, здесь оказалась корабельная авианосная группа России, которая формально выступает на стороне Сирии, но в каких взаимоотношениях она находится с другими игроками, в данном конкретном случае, пока еще совершенно не ясно". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил руководитель Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.
По его словам, появление российских кораблей в сирийском порту обусловлено решением локальной задачи - обеспечить защиту режима президента Сирии Башара Асада, однако складывающаяся ситуация оказалась намного шире, чем выполнение конкретного задания.
Как заметил эксперт, в вопросе создания новых очагов напряженности в регионе преуспела Турция, которая предпринимает шаги экспансионистского воздействия - быть везде, и самой формировать некое поле противоречий. "Турция - совершенно неуравновешенная страна, которая претендует на то, чтобы играть в регионе роль первой скрипки. При этом она старается одновременно принять участие во всех региональных проблемах. Думаю, что вряд ли какая-либо из мировых держав позволит столь неадекватной стране доминировать в регионе. Никому это не выгодно, в том числе и России", - отметил эксперт.
Он также добавил, что для вынашивающей неоосманские планы Турции было выгодно спровоцировать конфликт с Израилем с тем, чтобы обрести симпатии арабов, однако в результате этого возникла совершенно иная ситуация. "То есть турецкое руководство порой задумывает одно, а развитие событий приводит к совершенно другому результату. Так и в вопросе сближения Израиля с Грецией, у которой достаточно мощная армия, несмотря даже на кризис в стране. Можно сказать, греческая армия находится в лучшем положении, чем само государство", - подчеркнул политолог.
Вместе с тем он указал, что следствием неадекватных шагов Турции стало усиление давления на турецкое государство со стороны европейских стран, а точнее - проводимая президентом Франции Николя Саркози политика по принятию законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян в 1915 году. "Сейчас уже есть такое ощущение, что этот процесс относится не сугубо к Франции, но и вообще - к общеевропейской политике. Актуализировались разговоры о том, чтобы вывести вопросы признания геноцида и криминализации отрицания этой трагедии на международную арену. И мы являемся непосредственными свидетелями таких подходов, когда армянский вопрос используется не с целью нормализации армяно-турецких отношений, а для оказания давления на Турцию", - пояснил глава АЦСНИ.
Вместе с тем он выразил сожаление, что пока еще трудно оценить позицию властей Армении по этой проблематике, которая самым непосредственным образом отражается на стране. "Если уж армянский вопрос третьими странами механически включается как рычаг воздействия на ситуацию, то, естественно, данный процесс нуждается в проявлении позиции Армении, что и становится признаком включения страны в международную игру. Однако по умолчанию, или же по поверхностному подходу в качестве неких незначительных заявлений трудно понять, насколько наша политэлита понимает и примеряет к собственной внешней политике происходящие изменения в регионе. К сожалению, не заметен четкий курс поведения Армении" - сказал эксперт.
В целом же, по его мнению, произошедшие резкие метаморфозы с установкой турецкой дипломатии "ноль проблем с соседями" на "ноль соседей без проблем" ставит Турцию в довольно уязвимое положение. Помимо прочего, как отметил эксперт, ситуация усугубляется внутренними проблемами и резкой сменой оценок турецкой политэлиты к армии, которую лихорадит от арестов представителей генералитета. "Любые сложные трансформации чреваты коренными необратимыми процессами. А неадекватность непомерных аппетитов и амбиций в соотношении с реалиями международной обстановки формируют твердое убеждение о том, что Турция представляет для Запада реальную угрозу - со всеми вытекающими последствиями и применением определенных санкций", - подытожил Саркисян.
Между тем, по утверждению директора Центра региональных исследований Ричарда Киракосяна, в краткосрочной перспективе турецкие позиции и кажутся ослабленными, однако в долгосрочной перспективе положение Турции видится достаточно весомым и сильным. В качестве аргумента он указал на тот факт, что в настоящее время турецкое государство выстраивает отношения с Новым Средним Востоком - на фоне антиамериканских и антиизраильских настроений.
"Иными словами, Турция больше не действует, исходя из американских интересов. Естественно, США не в восторге от самостоятельной игры Турции. Подобная позиция и стала одной из причин того, что французское правительство и парламент страны содействуют принятию законопроекта о криминализации отрицания геноцида армян, поскольку Франция также недовольна поведением Турции", - отметил эксперт.
При этом он убежден, что Анкара отреагировала на принятие законопроекта во французском парламенте несравненно более резко, чем следовало бы, тем самым создав для себя дополнительный негативный фон в восприятии международного сообщества. Как отметил политолог, проблемы в этом вопросе будут преследовать Турцию, пока она не примет важное и верное решение. "Единственное условие, при котором это произойдет -изменение расчетов Турции. И такая вероятность реально существует, поскольку проблемы Турции с Сирией, с Ираном и с другими странами региона носят достаточно серьезный и сложный характер. Турецкая внешняя политика испытывает поражение за поражением, и поэтому Анкара может вернуться к урегулированию отношений с Ереваном, как к единственному успеху на международной арене. Это вполне возможно, но решение за Турцией", - подчеркнул эксперт.
При этом, как он указал, Армения в этом отношении ничего не может предпринять, за исключением того, чтобы напомнить Турции - "Карабах не указывался в армяно-турецких протоколах, а геноцид - не предмет для торга".
Директор Центра региональных исследований убежден, что и во внутренней политике турецкое руководство придерживается курса по отмежеванию от влияния Запада и усилению исламского фактора, чем и обусловлено противостояние прозападных военных и исламского правительства. "Иными словами, конфликт состоит в том, что турецкие военные выступали против исламизации страны. Теперь они потеряли Израиль, Турция в настоящее время считается меньшим союзником НАТО и отдаляется от Запада", - заключил Киракосян.
В свою очередь, замдиректора института Кавказа, политолог Сергей Минасян высказал несколько иную точку зрения относительно событий в регионе. По его мнению, процесс сближения Израиля с Грецией носит ситуативный и конъюнктурный характер. "Уверен, что Израиль приложит максимум усилий, будет до последнего стараться, чтобы удержать Турцию в зоне своего влияния. Это будет происходить в силу того, что турецкое государство на данный момент приобретает на Ближнем Востоке особый статус. При всем своем вызывающем поведении Анкары в отношении Телль-Авива, и это понятно всем, особенно, израильтянам, но тем не менее Израиль будет продолжать цепляться за Турцию - насколько это возможно. А Кипр и Греция - это ситуативные альянсы, которые вряд ли могут полномасштабно заменить Турцию в глазах Израиля на Ближнем Востоке по многим факторам", - подчеркнул эксперт.
Вместе с тем он отметил, что Турция за последние десятилетия достаточно серьезно развивалась - как в политическом, так и в экономическом аспектах. Однако, по словам политолога, очевидны и просчеты турецкой внешней политики - потеря Ливии, испорченные отношения с Сирией. Как он добавил, нельзя снимать с повестки и внутриполитические проблемы - с учетом и курдского, и алавитского факторов, которые латентны и не всегда активно проявляются, но в случае, если вдруг Турция оступится, могут сыграть весомую и решающую роль в развале турецкого государства.
"Очевидно, что Турция стоит на грани потери того имиджа, который был получен в последние годы за счет антиизраильской риторики. А недавние высказывания алжирского руководства стали, скажем так, более чем ироничным и весьма показательным примером оценки той политической демагогии, которой Турция занимается на региональном уровне", - резюмировал Минасян.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья на пресс-конференции 7 января заявил, что каждая страна вправе защищать свои интересы, но никто не имеет права использовать в своих целях кровь алжирского народа.
В своей речи алжирский премьер призвал Турцию не поднимать вопрос алжирской истории в ее споре с Францией по поводу принятия последней законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян 1915 года в Османской империи и прекратить попытки накапливания политического капитала, спекулируя на убийствах французами тысяч алжирцев в колониальный период.
Премьер-министр Алжира также подчеркнул тот факт, что сама Турция, будучи членом НАТО, оказывала материальную поддержку Франции в годы войны в Алжире. "Мы призываем наших (турецких) друзей прекратить спекуляции в вопросе колонизации Алжира", - отметил он.
Напомним, что после принятия законопроекта о криминализации Геноцида армян Национальной Ассамблеей Франции 22 декабря 2011 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган обвинил Францию в совершении геноцида алжирцев в период после Второй мировой войны. "15% населения Алжира были убиты французами в 1945-1962 гг. Это геноцид", - заявил Эрдоган.
Отметим, что президент Франции Николя Саркози одобрил решение Национальной ассамблеи (нижней палаты парламента) о криминализации отрицания геноцида армян и направил его на утверждение Сената. 10 января законопроект будет рассмотрен комиссией Сената, затем направлен в Конституционный суд, а 23-31 января его вынесут на обсуждение депутатов, после чего направят президенту, с утверждением которого проект примет силу закона.