Греческие и армянские священники борются за каждый сантиметр храма Рождества Христова - комментарии
Армения, 30 декабря, 2011, 17:40 — ИА Регнум. "Реальность такова - это была очередная провокация греческих священников, как и происходило во все времена. К сожалению, в подобных инцидентах греков всегда защищают и палестинские, и еврейские полицейские. Главной же причиной считаю позицию главы патриархата Греческой православной церквей (ГПЦ) в Израиле, который демонстративно проявляет нетерпимое отношение к служителям Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Печально и то, что армянские СМИ не в состоянии преподнести объективную информацию о случившемся не просто на уровне Армении, но в более широких масштабах - на международном уровне. Поэтому там превалирует, в частности, точка зрения православной церкви". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил настоятель ереванской церкви Святой Троицы, иерей Есаи Артенян, комментируя инцидент в храме Рождества Христова.
Напомним, что в храме Рождества Христова в Вифлееме (Израиль) 28 декабря с.г. произошла драка между армянами и представителями православного духовенства. Инцидент не перерос в масштабное кровопролитие благодаря своевременному вмешательству полиции. Драка произошла во время генеральной уборки храма перед Рождественскими праздниками, участие в которой представителей той или иной концессии регулируется особыми соглашениями о статусе святых мест. Потасовки между армянскими и греческими духовными лицами храма Рождества Христова случаются довольно часто и именно во время уборок храма. Храм поделен на три части: армянскую апостольскую, греческую православную и католическую.
По словам иерея Артеняна, вся правая часть храма в Вифлееме принадлежит ГПЦ, тогда как левая - армянской церкви. Согласно неписанной древней вековой традиции, как он указал, если священник убирает и чистит определенной участок территории, то, следовательно, оный принадлежит данной церкви. "Храм не является собственностью ни армян, ни греков. Им принадлежат лишь права, и проблема в том, чтобы их сохранить. Если, например, греческим священникам удалось убрать хотя бы один сантиметр или же метр армянской территории, то они в дальнейшем могут претендовать на этот участок - как на собственный", - отметил настоятель ереванской церкви.
По его мнению, для непосвященных подобный подход может показаться ничтожным поводом для столкновения представителей двух христианских конфессий. "Однако именно такие маленькие проблемы могут преобразиться в дальнейшем в реальные и большие права. Собственно говоря, за них борются и их отстаивают наши священнослужители", - подчеркнул иерей Артенян.
Он также добавил, что во время посещения Иерусалима лично убедился в нетерпимом отношении к служителям ААЦ представителей православия, которые отказываются даже отвечать на элементарные вопросы армянских духовных лиц. "То есть мы проповедуем любовь, братство и мир, а сами не можем придти к согласию и общему знаменателю на простейшем уровне - например, подсказать, как пройти на ту или иную улицу", - пояснил священник.
При этом, по его утверждению, многовековая история не знает ни единого достоверного факта, когда армянские духовники пытались бы претендовать на права греческих священников, тогда как обратных примеров более чем достаточно. Вместе с тем иерей Артенян считает, что не следует оправдывать рукопашную схватку священнослужителей, даже в том случае, когда попросту не существует альтернативного пути отстоять свои права на сохранность святыни.
Архимандрит Комитас Овнанян, в свою очередь комментируя инцидент, выразил сожаление, что праздник Рождества Христова, который должен бы проходить в атмосфере света и любви, омрачен подобным негативным явлением, преобразившем "очаг мира и добра в центр ненависти и войны". Вместе с тем он отметил, что произошедшее - не новость, поскольку у некоторых греческих священнослужителей весьма сильно выражены проявления религиозного фанатизма, в чем и кроется истинная причина уже ставших традиционными конфликтов.
"Если служители греческой церкви сегодня имеют в Израиле количественное преимущество, то, естественно, они пытаются акцентировать и более мощно преподнести этот факт, но, к счастью и к чести наших священников, лицом к лицу им это не удается. Понятно также, что вряд ли для кого-либо желательно такое положение дел, когда двухтысячная армянская община является владельцем четверти Иерусалима", - подчеркнул архимандрит Овнанян. Вместе с тем он указал, что проблематичность права на территорию заключается в изначально принятом за основу "детском принципе", когда посягнувший на "чужую квадратуру" священник при удачном и бесконфликтном исходе становится ее правообладателем.
"Я не могу понять, разве невозможно в 21 веке урегулировать весь процесс протоколированным соглашением и соответствующей документацией, а не руководствоваться всего лишь неписанными и абстрактными подходами?", - задался в заключение риторическим вопросом архимандрит Овнанян
- В Сети появилось видео удара ракеты Patriot, убившей 8 человек в Одессе
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Госдума предложила правительству 10 «незамедлительных» мер по миграции
- ВСУ через левый берег Днепра хотели пробиться к Крыму, сообщило СМИ
- В Сети завирусилось видео с Байденом, который уходит в джунгли Амазонки