В очередной раз обозначило свою позицию по отношению к проблемам русских в Татарстане руководство аппарата президента республики. На научно-практическую конференцию "Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения", прошедшую 3 ноября, не был допущен ни один из местных журналистов.

Как сообщил ИА REGNUM организатор конференции, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, на конференцию, ставшую первой в ряду научных форумов по этому вопросу, были приглашены журналисты большинства общественно-политических изданий республики. Однако в последний момент из аппарата президента было дано негласное указание "не давать информацию" по мероприятию. В итоге на конференцию пришли только ученые, давно занимающиеся исследованиями по данной теме: профессора-социологи Александр Салагаев и Владимир Беляев, конфликтолог Людмила Лучшева, архитектор Евгений Игнатьев, а также активисты-общественники и представители сообщества "Русский язык в школах Татарстана".

Заявленной целью мероприятия было "научно-теоретическое осмысление положения русских в Республике Татарстан в постсоветский период, анализ их национальных проблем в регионе и поиска путей их решения", что, по мнению наблюдателя от ИА REGNUM, в достаточной степени удалось. На конференции было уделено внимание "языковому вопросу", этническому представительству русских в государственных органах власти республики, религиозной идентичности русской молодежи, отношению к русской истории в официальной исторической науке Татарстана, а также процессу возрождения острова-града Свияжск.

С докладами, подробно характеризующими ситуацию по обозначенным темам, выступили не просто ученые, а специалисты, многие годы занимающиеся их изучением. Были даны цифры и факты, подробно характеризующие то или иное явление, о сути которых неоднократно сообщало ИА REGNUM. Проблему в целом обозначил профессор-социолог, председатель Общества русской культуры Татарстана Александр Салагаев. По его словам, корни русского вопроса в Татарстане и в других национальных республиках заключаются в нынешнем устройстве Российской Федерации. Во-первых, это - национальная федерация (или как ее называет казанский профессор-политолог Мидхат Фарукшин "этническая"), а во-вторых, федерация асимметричная. В совокупности эти два фактора и порождают конфликты. Хотя в Конституции РФ написано, что все республики в составе федерации равноправны, наличие в государстве других государств-республик вызывает множество недоразумений. Противоречия заложены в самой Конституции и не могут быть устранены без изменения основного закона.

Вторая причина - никак не определен статус русских в Российской Федерации. Русские - самый многочисленный этнос в России, который не упоминается ни в одном правовом документе, хотя именно он исторически объединил другие народы, став по факту государствообразующим. Однако русские отсутствуют в конституциях республик РФ, уставах областей и т.д. Для русских не разрешено создание национально-культурных автономий (НКА), которое предусмотрено для всех других этносов в федеральном законе "О национально-культурной автономии" (№ 74-ФЗ от 17.06.1996). Все это делает русских, по словам Салагаева, "бомжами в России, у которых нет для себя никакого территориального образования".

В Татарстане ОРК является членом Ассамблеи народов Татарстана (АНТ), однако русские не имеют своей НКА, что приводит порой к унизительным инцидентам. В частности, этим летом когда с представителями ОРК попыталась встретиться делегация из Новосибирской области (остальные члены АНТ имеют возможности принимать делегации из других регионов федерации и даже зарубежных стран), то встретила противодействие аппарата президента Татарстана. А федеральное руководство, различные делегации из Москвы вообще ни разу, по словам председателя ОРК, не проявили интереса к проблемам русских в Татарстане. На таком фоне решать вопросы в республике достаточно сложно.

Как заявил Александр Салагаев, ОРК Татарстана существует уже 20 лет, но все проблемы, на которые оно обращало внимание, руководство республики так или иначе игнорирует. Это касается и возвращения культовых зданий, и преподавания русского языка, и кадрового вопроса (русские слабо представлены в органах законодательной и представительной власти республики). Различия в количестве православных храмов и мечетей достигли соотношения 1 к 6. А некоторые храмы до сих пор просто не возвращают Церкви (например, колокольня Богоявленского собора в самом центре Казани). При этом руководство города и республики, к которому ОРК неоднократно обращалось с просьбами, ссылается на то, что глава Казанской епархии архиепископ Анастасий, который непосредственно должен выступать от имени верующих, ни разу не обращался за передачей.

В 1992 году была принята Конституция Республики Татарстан, в которой были определены два государственных языка - русский и татарский. В законе "О языках народов Татарстана" было написано, что они изучаются в равных объемах. Это привело к тому, что русский язык в республике изучается как не родной, количество часов, отведенных на его изучение, значительно меньше, чем в других субъектах федерации. В этой связи, считает Александр Салагаев, необходима поправка к Конституции Татарстана (в этом с ним согласился и профессор Владимир Беляев, принимавший почти 20 лет назад участие в разработке законопроекта о языках), которая бы уточняла, что "русский и татарский языки изучаются как государственные". Это позволит русскоязычным и татарам изучать языки в полном объеме.

Схема может быть такая: 2 часа русский, 2 часа татарский как государственные, плюс на выбор - 3 часа русского или 3 часа татарского. Поправка небольшая, но здесь "встала насмерть", по выражению Салагаева, комиссия по культуре и межэтническим отношениям Госсовета Татарстана под руководством Разиля Валеева (председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета - прим. ИА REGNUM), которого поддерживают национально ориентированные депутаты типа Туфана Миннуллина.

При упоминании фамилии депутата Миннуллина выяснились интересные подробности. Александр Салагаев сообщил, что изучил видеозапись его выступления на памятном пикете 9 июня, когда журналистка телеканала "ТНВ" Эльмира Исрафилова назвала русских оккупантами и посоветовала им убираться из республики (несмотря на обещания главы аппарата президента Юрия Камалтынова, Исрафилова до сих пор продолжает работать на "ТНВ" - прим. ИА REGNUM). "Я понял, чем депутат Миннуллин спровоцировал журналистку, - сказал Салагаев. - Он заявил на татарском языке, что "вот, пьют-пьют, потом протрезвеют и идут за русских тут выступать". Подобные реплики народного избранника спровоцировали Исрафилову на прямые оскорбления в адрес участников пикета, а также обещания "перегрызть горло любому за родной татарский язык".

Что касается школ, где русский язык все-таки можно изучать в достаточных объемах, то их, по данным ОРК, в Татарстане всего 14. Для сравнения: в республике имеется 51 школа с чувашским этнокультурным компонентом и 17 удмуртских. При этом русские в Татарстане составляют чуть меньше половины населения.

Что касается дальнейшего развития ситуации с русским вопросом как в Татарстане, так и в остальных национальных регионах России, то здесь мнения присутствующих были схожи: когда люди понимают, что "федеральное правительство русским на местах не поможет, не защитит и не вступится", то они будут стремиться к самоорганизации. В лучшем случае, это будет вести к созданию различных культурных сообществ, в худшем - к открытым конфликтам и конфронтации с властью.

"Мы вначале тоже надеялись, что "Москва нам поможет", но пришли к выводу, что Москве нет дела до русских в Татарстане, и никто не поможет, кроме нас самих, - констатировал председатель ОРК. - Более того, федеральный центр пытается исключить из дискурса само слово "русский" или давать его в негативном контексте. Типичная подача федеральных СМИ: "Российские спортсменки завоевали награды на чемпионате" и "Русские проститутки подрались в Амстердаме". Единственный, кто говорит о русских на федеральном уровне - патриарх Кирилл. Русских пытаются деэтнизировать, и сейчас это понимает все большее количество населения, особенно молодежь, которая не поддается официальной пропаганде, идущей по телеканалам, поскольку старается не смотреть телевизор".

Еще одна тенденция, которая, по данным казанских ученых-социологов, наблюдается среди молодежи, - это уход из традиционных религий. Татарская молодежь идет в "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", различные ваххабитские организации. Русская уходит в секты и неоязычество. При этом она отказывается от наркотиков, алкоголя и курения, выступая за здоровый образ жизни.

"В России идет этническая мобилизация русских. Она во многом отстает от таких же мобилизаций других этносов, поскольку отягощена навязанным комплексом вины и советским имперским сознанием. Пока власть реагирует на это репрессивными мерами. И здесь никакой тенденции к улучшению ситуации не видно, так как все наблюдаемые конфликты - это не межэтнические конфликты, а отчуждение русских от власти. По данным наших исследований, любые действия властей сейчас воспринимаются в обществе негативно", - заключил Александр Салагаев.

В этой связи меры, предпринимаемые аппаратом президента Татарстана (доставшимся в наследство президенту Рустаму Минниханову еще от президента Минтимера Шаймиева практически в полном составе), выглядят не просто беспомощными, а откровенно бездарными. Свидетельство тому - попытка "замолчать" саму конференцию, объявив ей фактический бойкот, а также фальшивые обещания, которые даются от имени руководства республики лидерам русских общественных организаций.

Следует отметить, что подобные меры уже приводили к самым печальным результатам. В частности, хотя ИА REGNUM в течение последних лет регулярно предупреждало об опасности ваххабизма в республике, реакция на предупреждения наступила только год назад после полномасштабной боевой операции в Нурлатском районе. Тем не менее, в декабре 2010 года чиновники аппарата президента попытались воспрепятствовать проведению республиканского научно-практического семинара "Салафизм в РТ: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия", организованного Центром евразийских и международных исследований (ЦЕМИ) под эгидой федерального Национального антитеррористического комитета. В результате муфтий Татарстана Гусман Исхаков в 2011 году все же лишился своего поста, а новому председателю ДУМ Ильдусу Фаизову пришлось принимать самые энергичные меры для нормализации ситуации. Однако вместо благодарности ученым и сам ЦЕМИ при Казанском университете был закрыт.

Последний пример, доказывающий неспособность стратегов из Казанского кремля отвечать на вызовы времени, - запоздалая кампания по сохранению исторического наследия в центре Казани, на которое после очередной публикации ИА REGNUM все же обратил внимание президент Рустам Минниханов. Хотя, по сведениям агентства, это опять не заслуга Управления внутренней политики во главе с Александром Терентьевым, а исключительно идея пресс-службы президента.

Наряду со всем сказанным, нужно признать, что "русский вопрос" в Татарстане, конечно, пока не является вопросом первостепенной важности. Большинство населения ведет себя спокойно и, несмотря на попытки националистов и их кураторов в начале 1990-х расшатать ситуацию, в регионе сохраняется межнациональный мир. Однако нет гарантии, что при нынешнем способе урегулирования конфликтов проблема не заявит о себе жестко и неожиданно в ближайшей перспективе. Достаточно вспомнить череду арабских "революций", начинавшихся в интернете, или например, отмечаемое в эти дни падение Берлинской стены (9 ноября 1989 года), о котором еще в 1988 году не мог додуматься ни один аналитик.

В этом контексте можно утверждать, что игнорировать предупреждения ученых-экспертов, запрещать конференции и закрывать исследовательские центры могут только крайне некомпетентные руководители, либо чиновники-временщики, которым безразлична судьба государства.