Гурам Шария: Турция медленно, но верно "осваивает" Грузию
Москва, 2 ноября, 2011, 14:09 — ИА Регнум. В последнее время общественное мнение в Грузии было взбудоражено событиями, произошедшими в Аджарской автономной республике. Нет, в Аджарии не начинались массовые акции протеста, не было каких-то столкновений или других экстраординарных происшествий. Речь идет о переговорах по заключению соглашения между правительствами Грузии и Турции, касающегося памятников исторического наследия.
Но, прежде чем перейти к этой теме, следует вкратце остановиться на статусе самой Аджарии в составе Грузии. Как известно, исторические южные и юго-западные районы Грузии в средние века были присоединены к Османской империи. Многовековое господство турок в этих областях привело к тому, что большая часть местного населения приняла ислам, а часть - почти ассимилировалась с турками. В 19 веке Российская империя поэтапно отвоевала эти земли у османцев. К этому времени демографическая ситуация в разных районах Южной Грузии была разной: в Ахалцихском и некоторых других районах жили мусульмане, которые в большинстве своем считали себя турками, а в Аджарии - мусульмане-грузины, не считавшие себя турками.
В 70-80-х гг. 19 века многие грузины-мусульмане уехали в Турцию, а в Аджарию постепенно переселились представители христианского населения близлежащих районов Грузии, в том числе армяне, русские и т.д. В результате в Аджарии образовалось смешанное христианское и мусульманское население.
В 1921 г. Грузия вошла в состав Советской России. Аджария осталась в составе Грузинской ССР, хотя часть Южной Грузии отошла к Турции. При этом была создана автономия в виде Аджарской АССР и заключен Карсский договор, по которому советская власть не могла в одностороннем порядке отменить эту автономию и преследовать мусульманское население Аджарии.
После распада СССР Грузия и Турция заключили межгосударственное соглашение, где подтверждена правомочность Карсского договора. Примечательно, что во время известных всем августовских событий 2008 г. Турция, как свидетельствуют СМИ, была готова ввести войска в Аджарию, если бы российская армия подошла близко к границам автономной республики. Таким образом Анкара недвусмысленно заявила о претензиях на некое "покровительство" Аджарии.
И это не только претензии, а политика, которая воплощается в жизнь. За последние годы Турция резко активизировала свое присутствие в автономной республике. В чем это выражается? Прежде всего, основной поток турецких инвестиций в экономику Грузии был направлен именно в этот регион. Правительство Грузии в 2006 г. пошло на то, что батумский аэропорт был как бы "включен" в Турцию, то есть оттуда можно осуществлять полеты по внутренним турецким тарифам в города этой страны. Взамен Турция инвестировала значительные суммы в реконструкцию аэропорта. Большинство гостиниц в Батуми, которыми хвастается Михаил Саакашвили, построено на турецкие деньги. Более того, в Батуми есть целые улицы, на которых почти все объекты, включая магазины и заведения общепита, принадлежат туркам, и там турецкая речь слышится чаще, чем грузинская. Многие магазины пестрят турецкими вывесками, как в Турции, а грузинские вывески, не говоря уже об английских, снимаются.
Местное население испытывает противоречивые чувства от возросшего присутствия турок и их капитала в Аджарии. С одной стороны, часть граждан находит рабочие места в предприятиях и объектах, созданных при участии турецкого капитала. С другой - приток капитала и людей приводит к подорожанию многих продуктов, а работу могут найти далеко не все. Турецкие предприниматели предпочитают нанимать в основном своих соотечественников, и лишь 30-40% рабочих мест предоставляют грузинам. Причем зарплата местных жителей намного ниже, чем у турецких граждан, работающих в Аджарии. В то время как гражданин Грузии получает на этих предприятиях не более $150-$200 в месяц, зарплата турок выше в несколько раз.
Как жалуются некоторые местные жители и представители грузинских оппозиционных партий в Аджарии, дошло до того, что даже отношение местной полиции к туркам и грузинам, мягко говоря, неравное. Например, в последнее время в Батуми ввели крупные штрафы за загрязнение города, скажем, за брошенную на улице сигарету или мусор (как известно, Саакашвили бредит Сингапуром и, видимо, перенял эту практику). Специальные патрули исправно штрафуют местных жителей, однако турок, как правило, не наказывают, якобы из-за того, чтобы не помешать притоку инвестиций и туристов. Ясно, что такое отношение властей вызывает раздражение местных жителей.
Турецкая экспансия ощущается не только в Аджарии, но и в целом во всей Грузии. Прежде всего, это касается сельского хозяйства. Грузинская аграрная отрасль испытывает серьезные неудобства из-за возрастающей в последние годы конкуренции со стороны турецкой. В Турции вкладывались большие средства в массированное производство многих видов сельскохозяйственной продукции, в основном для экспорта, в результате чего турецкая продукция конкурентоспособнее грузинской, выращенной в относительно примитивных условиях. Ситуация усугубляется тем, что Европейский Союз требует от грузинских властей уменьшить существующие таможенные барьеры в сельском хозяйстве, чтобы заключить с ЕС соглашение о свободной торговле. Это создаст еще большую возможность для беспрепятственного ввоза сравнительно дешевой турецкой продукции в Грузию.
В этих условиях актуализировался и вопрос о взаимной защите объектов исторического наследия. Речь идет о том, что на территории Турции находятся несколько исторических церквей (Ошки, Хандзта, Ишхани, Отхта Эклесия), которые грузинская сторона считает древними православными храмами. Они находятся в полуразрушенном состоянии и давно уже не функционируют. Вместо того, чтобы отреставрировать эти церкви, турецкая сторона предложила восстановить три мечети на территории Грузии и построить еще одну.
Возможность заключения такой "сделки" вызвала неоднозначную реакцию в грузинском обществе. Прежде всего, против соглашения выступила Грузинская Православная церковь. Патриарх Илья II коснулся этой темы и высказал опасения по поводу восстановления и строительства мечетей в Грузии. Это довольно необычно, поскольку религиозные деятели такого высокого ранга, как правило, избегают разговоров на подобные темы.
Больше всего споров вызывает "восстановление", а, точнее, постройка с нуля так называемой "мечети Азизие" в центре Батуми. Она была воздвигнута в 1868 г. по приказу тогдашнего султана - как выражение турецкой военной мощи и славы - и была как бы символом Османской империи в Аджарии. В 40-х годах прошлого века мечеть сгорела. Сейчас на ее месте находится другое здание. То, что турецкая сторона настаивает на восстановлении именно этой мечети, вызывает подозрения грузинских верующих, представителей общественности и церковных кругов. Они считают, что это будет не просто музей и архитектурный памятник, как официально озвучивается, а со временем станет центром и символом всего турецкого присутствия в Аджарии, связав воедино историческое прошлое, настоящее и будущее. Противники восстановления "мечети Азизие" говорят, что в Грузии, в том числе в Аджарии, действуют свыше 200 мечетей, медресе и других магометанских заведений, и нет необходимости открывать новые, тем более - восстанавливать уже несуществующее строение, на месте которого давно стоит другое здание. Появилась информация, что грузинская сторона предлагает Турции построить "мечеть Азизие" в Батуми, но в другой части города, однако турки упорствуют, требуя выделения именно того места, где мечеть стояла до разрушения.
В то же время христианские памятники на севере нынешней Турции, реставрация которых предполагается межправительственным соглашением, имеют большое значение для самосознания грузин, как исторические символы. Они находятся на территориях, которые грузинское общественное мнение считает несправедливо отнятыми турками. Поэтому некоторые представители общественности заявляют, что очень важно не допустить разрушения этих памятников, чтобы иметь материальные свидетельства грузинского исторического присутствия на этих землях. Они признают, что существуют риски распространения турецкого влияния на Аджарию и в другие районы Грузии, для чего могут быть использованы, в первую очередь, мечети и исламские заведения, но утверждают, что не стоит слишком переоценивать эти риски. Их противники не согласны с таким мнением. Они аргументируют тем, что на северо-востоке Турции давно уже не осталось христианского населения, и эти отреставрированные храмы будут лишь музейными экспонатами. В СМИ и в социальных сетях Грузии идут горячие споры на эту тему.
Некоторые грузинские политологи заявляют, что Турция имеет широкие экспансионистские планы по отношению не только к Грузии, но и всего Кавказа, в том числе Северного Кавказа и стран Центральной Азии. После прихода к власти в Турции так называемых умеренных исламистов, мусульманские заведения с турецким финансированием и патронажем стали, по их словам, главным оружием продвижения данных планов. В связи с этим упоминают идею Саакашвили о "Кавказском доме", в который должны войти все народы Кавказа, но где не будет места России (и, видимо, Ирану). Эта идея, по мнению политологов, вполне вписывается в канву возможного турецкого доминирования на Кавказе.
В недалеком прошлом противники строительства турецкой мечети в Батуми начали кампанию сбора подписей в социальных сетях и провели митинг протеста. Свою поддержку этим требованиям высказали многие общественные организации Аджарии, в том числе, как утверждается, часть местных жителей-мусульман. Они не против строительства мечетей, но не хотят, чтобы оно финансировалось турецким правительством. В Аджарии дело дошло даже до политического скандала, когда фактически раскололась одна из оппозиционных партий Грузии - Республиканская партия. Кстати, эта партия, набирающая в среднем 3-4% голосов на выборах, именно в автономной республике имела самую многочисленную организацию и получала здесь процент голосов в 2-3 раза выше, чем в целом по стране. Руководитель аджарского отделения партии и его сторонники выступали против соглашения, а партийное руководство в Тбилиси - за. В результате большая часть аджарских республиканцев вышла из партии.
В Батуми даже состоялся митинг протеста, который был объявлен организаторами предупредительным. Несмотря на проливной дождь, собралось до тысячи митингующих, что не так уж мало для аджарской столицы, где за последние два года почти не было протестных выступлений на улицах.
Так или иначе, пока соглашение не подписано, но ожидается, что скоро оно все же войдет в силу. Если это произойдет, то можно ожидать дальнейшего накала страстей, когда в центре Батуми начнется снос жилого корпуса и возведение копии исторической "мечети Азизие".
Гурам Шария - спецкор "Третьей Силы", Тбилиси.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тывы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Польша закрыла своё воздушное пространство для самолёта словацкой делегации
- В Ивановской области чиновников ЖКХ заподозрили в махинациях на ₽550 млн
- В Грузии вспомнили о сражавшихся против СССР родственниках Зурабишвили